Новый антибиотик бьет по ахиллесовой пяте патогена, предотвращая развитие микробной устойчивости.
Все большее количество бактериальных патогенов вырабатывает резистентность к антибиотикам – и неуязвимыми их делает сложная, практически неприступная, клеточная стенка.
Большинству антибиотиков необходимо проникнуть через клеточную стенку бактерии. Но недавно открытое соединение даробактин слишком велико для этого. Тем не менее, оно убивает множество устойчивых патогенов, используя крошечную уязвимость на их поверхности.
Участники проекта, финансируемого Швейцарским национальным научным фондом (SNSF) в рамках Национальной исследовательской программы «Устойчивость к противомикробным препаратам» (NRP 72), из Базеля раскрыли механизм действия этого антибиотика и тем самым положили начало разработке совершенно нового класса препаратов.
Даробактин – очень необычная молекула: это короткий, но громоздкий пептид, состоящий из семи аминокислот, синтезирующийся на рибосомах. Как оказалось, даробактин атакует поддерживающую структуру патогентов, мешая им вставлять новые соединения в клеточную мембрану.
В исследовании, опубликованном в Nature, авторы описывают, как даробактину позволяет работать обманчивый маневр: его форма имитирует особую трехмерную структуру, обычно обнаруживаемую только в белках, производимых бактериями в качестве строительных блоков для их клеточной стенки. Структура становится «ключом» к вставке своих во внешнюю оболочку бактерии в определенных местах. И даробактин – по сути, копия «ключа»: он не пытается проникнуть внутрь бактерии, а просто блокирует «замочную скважину» снаружи, в результате чего затрудняется транспорт компонентов, обеспечивающих жизнедеятельность микроорганизма, и в результате патоген погибает.