Зуд: от длительного непонимания природы — к созданию инновационных лекарств

Зуд: от длительного непонимания природы — к созданию инновационных лекарств

Данте поместил неутолимый зуд на один из последних уровней ада — действительно, это поистине ужасное состояние. Но, несмотря на это, зуд долго оставался плохо изученным явлением, и эффективные методы лечения зуда появились лишь недавно.

Влияние хронического зуда на качество жизни — общеизвестный факт. Примерно 22% людей сообщают о зуде, который длится дольше 6 недель, и такие пациенты часто имеют серьезные психологические коморбидности, возникающие именно из-за этого ощущения. В исследовании 2020 года, опубликованном в Journal of the American Academy of Dermatology, уровень депрессии и тревожности среди таких пациентов варьировался от 46% до 53%.

До недавнего времени возможности лечения зуда были ограничены. К счастью, сегодня это состояние попало в фокус ученых, что в итоге привело к разработке ряда эффективных терапевтических опций.

Сегодня главная идея заключается в том, чтобы дерматологи научились лечить зуд ради самого зуда — подобно тому, как боль лечат обезболивающими.

Исследования хронического зуда переходят в золотую эру открытий

Исследования, которые могли бы прояснить природу зуда, десятилетиями игнорировались из-за ряда недоразумений и предположений, в частности, о «несерьезности» этого симптома. Долгое время поддерживалась гипотеза, будто зуд — это не самостоятельное явление, а какая-то легкая форма боли. Идея о том, что одни и те же пути, которые опосредуют боль, также опосредуют развитие зуда, была общепринятой до прорывного открытия, сделанного в 2007 году. В исследовании, опубликованном в Nature, авторы доказали существование специфического для зуда сигнального пути, который функционирует полностью независимо от боли. Это показывало, что зуд — не разновидность боли, а совершенно другое, абсолютно независимое ощущение. Исследование 2009 года от тех же авторов подтвердило это на другой модели, показав, что удаление нейронов, экспрессирующих рецепторы гастрин-рилизинг пептида в спинном мозге, подавляло зуд, сохраняя болевые рефлексы.

Эти две работы стали основой для других исследований, которые начали изучать природу зуда и его влияние на здоровье и качество жизни. Некоторые авторы показали, что бремя хронического зуда оказалось большим, чем при эмфиземе, нелеченом остеоартрите или болезни Паркинсона.

«Наука чесания»

Эксперты определили ключевые причины зуда и поняли, почему желание чесаться настолько неконтролируемо. Тем не менее, оно имеет эволюционное значение: в исследовании, опубликованном в 2025 году в Science, было показано, что чесание имеет защитную функцию.

По мнению ученых, чесание также приносит эволюционные преимущества на популяционном уровне, сигнализируя другим защищаться от возможного вредного патогена в ареале. Ну а хронический зуд — «это нормальное ощущение, которое просто немного вышло из-под контроля».

В процессе исследований природы зуда ученые поняли, почему не работает совет «перестать чесаться»: это врожденный рефлекс, встроенный в нашу нервную систему.

Микроцикл «зуд-чесание» запускается гиперактивными периферическими нервами, которые выделяют нейропептиды (например, субстанцию P и нейротрофический фактор роста), побуждающие иммунные клетки, такие как эозинофилы или базофилы, высвобождать цитокины, такие как интерлейкин-4, IL-31 и IL-13, которые также стимулируют нервы. Это формирует обратную связь между иммунной и нервной системами.

В итоге понимание этих механизмов заставило ученых осознать, что просить пациентов просто избегать чесания — это не только несправедливо, но и невозможно.

Сегодня принято выделять четыре категории зуда:

  1. Нейрогенный и системный зуд, возникающий из-за расстройств других систем органов, кроме кожи, например, вследствие болезни печени или гематологических опухолей.
  2. Психогенный зуд, вызванный психологическими расстройствами.
  3. Нейропатический зуд, возникающий из-за дисфункций нервной системы.
  4. Пруритоцептивный зуд — тот, что генерируется в коже из-за воспаления или повреждения; этот тип охватывает большинство состояний, с которыми сталкиваются дерматологи.

Некоторые специалисты указывают на пятую категорию — идиопатический зуд, то есть хронический зуд неизвестного происхождения.

Зуд: прогресс в разработке вариантов специфической терапии

Пруритоцептивный зуд — самый распространенный симптом в дерматологии. По статистике, половина пациентов с первичным дерматологическим диагнозом сообщали о зуде как симптоме, а 25% имели тяжелый зуд.

Медицине известны сотни состояний, где так называемый дерматологический зуд является основным симптомом, и специалисты лечат большинство из них: атопический дерматит, узловатое пруриго, хроническая спонтанная крапивница, контактный дерматит… список можно продолжать бесконечно.

За последнее десятилетие для лечения заболеваний, связанных с зудом, было одобрено множество препаратов, которые буквально изменили терапевтический ландшафт в дерматологии:

  • Дупилумаб, блокатор рецептора IL-4, одобренный в 2017 году для лечения умеренной и тяжелой экземы у взрослых; к настоящему времени значительно расширил список показаний, включая хроническую спонтанную крапивницу;
  • Немолизумаб, ингибитор IL-31, одобренный в 2024 году для лечения умеренного и тяжелого атопического дерматита у пациентов от 12 лет и для лечения умеренно-тяжелого узловатого пруриго у взрослых;
  • Тралокинимаб, ингибитор IL-13, одобренный в 2021 году для лечения взрослых с умеренным и тяжелым атопическим дерматитом и в 2023 году — для детей;
  • Лебрикизумаб, другой ингибитор IL-13, одобренный в 2024 году для лечения экземы у взрослых и детей;
  • Аброцитиниб (Cibinqo, Pfizer), ингибитор Янус-киназы (JAK), одобренный в 2022 году для лечения экземы у взрослых и в 2023 году — у детей;
  • Упадацитиниб, другой ингибитор JAK, одобренный в 2022 году для атопического дерматита у взрослых и детей;
  • Топический руксолитиниб, первый ингибитор JAK для местного применения, одобренный в 2021 году для лечения атопического дерматита.

Но, хотя эти лекарства считаются инновационными, прорывными, они не создавались с конкретным намерением лечить зуд. Будущие исследования, проводимые в этом направлении, должны сосредоточиться на нерешенных потребностях лечения именно этого состояния, не удваивая известное, а предлагая что-то совершенно новое и отличное от существующих терапевтических вмешательств.

Так что следующий рубеж в исследованиях этого направления — это лечение зуда как отдельного заболевания, а не симптома других состояний.