Семаглутид для похудения: почему миллионы людей выбирают альтернативы брендам

Изготовление лекарств в условиях аптеки. Фото /freepik
Изготовление лекарств в условиях аптеки. Фото freepik

Ozempic и Wegovy – оригинальные препараты Novo Nordisk, содержащие семаглутиды и одобренные для лечения диабета 2 типа и ожирения. Спрос на это лекарство резко возрос за последние пару лет, что повлекло за собой их постоянную нехватку.

Оба препарата находятся в списке дефицитных лекарств FDA. И это дало многим аптекам возможность заработать, а пациентам сэкономить.

Аналогичный эффект

За последние 12 месяцев фармацевт из Флориды Марк Макейл, генеральный директор компании Olympia Pharmaceuticals, похудел на 20 с лишним килограммов. Сейчас он имеет идеальный вес с уровнем холестерина ниже 200 – и это с ним так впервые за 20 лет.

«Я чувствую себя фантастически», – утверждает Макейл.

Как и миллионы других, Макейл предпочитает новый класс препаратов для похудения. Но он не использует популярные брендовые лекарства – Wegovy или Zepbound – хотя и имеет на них деньги. Мужчина предпочитает копии, изготовленные его же компанией.

Он таков не один: представители фармотрасли подсчитали, что несколько крупных сетей, подобных Olympia Pharmaceuticals, постоянно снабжают до 2 миллионов американских пациентов небрендированным семаглутидом – активным веществом блокбастеров Wegovy, Ozempic и Rybelsus. По подсчетам, до 30% продающегося в США семаглутида изготавливают экстмпоральные аптеки. Впрочем, никто, включая FDA, не отслеживает продажи этой отрасли.

Фармгиганты пытаются противостоять этому бизнесу в суде. Например, Novo Nordisk подала в США по меньшей мере 21 иск против компаний, производящих копии ее лекарств для похудения. FDA также предупреждала о потенциальной опасности аптечных соединений, а некоторые специалисты резко предостерегают пациентов от их использования.

«Сероватый» рынок

Однако это нельзя назвать нелегальным, то есть черным рынком – хотя он и имеет оттенки серого.

FDA позволяет и даже поощряет аптеки, занимающиеся изготовлением препаратов на месте, ведь в Соединенных Штатах часто случается нехватка того или иного лекарства, даже простейшего. Агонисты GLP-1, или инкретины, к которым относится семаглутид, находятся в постоянном дефиците, поскольку достигли беспрецедентного успеха в снижении веса.

Вообще, в последние годы система здравоохранения Соединенных Штатов стала зависеть от производственных аптек, помогающих закрывать дыры в поставке важнейших лекарств, в том числе онкопрепаратов – таких как цисплатин, метотрексат и 5-фторурацил. Впрочем, большинство составных препаратов – это старые дешевые дженерики.

Не считая того, семаглутид и его конкурент тирзепатид находятся под патентной защитой. И хотя их владельцы не могут справиться с безумным спросом, они отрицают право экстемпоральных аптек создавать и продавать копии инкретинов.

Стоимость лечения

И все же они продаются – бойко и многими аптеками или даже SPA салонами. При этом копии семаглутида значительно дешевле брндов: американские пациенты платят за лечение экстемпоральным семаглутидом около $100-$450 в месяц – а это значительное облегчение для кошелька по сравнению с $1000-$1400, которое нужно отлистывать ежемесячно на лечение оригинальными инкретинами.

По данным фармдистрибьютора Pharma Source Direct, производители «экстемпоралки» могут приобрести порошковый семаглутид у некоторых посредников менее чем за 4000 долларов за грамм. Это получается всего 10 долларов США за дозу 2,5 микрограмма (но без учета сопутствующих расходов), которая должна вводиться еженедельно.

В то время как пациенты Ozempic или Wegovy используют специальные шприц-ручки, разработанные Novo Nordisk, пациенты, вводящие аптечный семаглутид, используют обычные одноразовые инсулиновые шприцы.

Вопросы безопасности

Однако сырье, используемое в экстмпоральных формах, может отличаться от сырья, Novo Nordisk – и не в лучшую сторону. Однако пять производителей и дистрибьюторов, опрошенных Medscape, заявили, что они проводят надлежащую проверку при получении каждой новой партии семаглутида или тирзепатида, и препараты они производят, строго соблюдая стандарты, подобные тем, которые практикуются в фармпромышленности. (В Соединенных Штатах работа производственных аптек строго регулируется.)

Действительно, на сегодняшний день, по словам представителей FDA, сообщения о побочных эффектах после приема экстпоральных инкретинов не вызывали серьезной тревоги. Но все, кто знает эту отрасль, в том числе и сами аптеки, переживают, что одна партия изготовленного ненадлежащим образом препарата может убить или покалечить людей и разрушить доверие потребителей к их бизнесу.

Стоит отметить, что такие АФИ в Соединенные Штаты поставляют преимущественно китайские компании, любящие привлекать американские аптеки демпингом.

При этом важно различать экстемпоральный семаглутид от фейковых лекарств, которые продаются в интернете как «генерики Ozempic» и могут быть загрязненными или даже полностью поддельными – а, значит, чрезвычайно опасным.