Украинский рынок косметики: непростые годы

Украинский рынок косметики: непростые годы

В конце января состоялся IV Украинский форум операторов рынка косметической продукции®, организованный профильной Ассоциацией AMOMD® с более чем 13-летним профессиональным опытом, объединяющей более 80 компаний – операторов рынка и компанией «УкрКомЭкспо».

Это мероприятие является ключевым регуляторным событием года для операторов рынка. Здесь можно получить новый прогрессивный опыт ведения бизнеса, а также проходит важная дискуссия между стейкхолдерами и регулятором. Ведь «…регуляторных вызовов сегодня немало», — как отмечали модераторы форума Павел Харчик, президент Ассоциации AMOMD® и ее исполнительный директор Дарья Бондаренко.

Мероприятие традиционно стало площадкой для обсуждения перспективных регуляторных влияний и разрешения юридических вызовов в сфере производства и обращения косметической продукции.

Напомним:

  • 3 августа 2024 вступил в силу Технический регламент на косметическую продукцию (далее – Технический регламент), утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 20 января 2021 г. № 65. 
  • Требования Технического регламента являются обязательными для выполнения всеми операторами рынка, на которых он (Технический регламент) направлен.
  • Также по инициативе Ассоциации AMOMD® в ответ на многочисленные запросы членов Ассоциации и проведенные онлайн-встречи с субъектами хозяйствования Минздрава Украины совместно с Ассоциацией было разработано и в дальнейшем Правительством принято постановление от 26.07.2022 г. № 833, которым внесены изменения в постановление КМУ № 65. Именно этими изменениями был, в частности, предусмотрен двухлетний переходный период, который будет действовать до 03.08.2026 г. 
  • Предоставление на рынок косметической продукции, которая была введена в обращение до 03.08.2026 г., не может быть запрещено или ограничено из-за ее несоответствия требованиям регламента.
  • Уже с 03.08.2026г. вся косметическая продукция, которая будет вводиться в обращение, продаваться в торговых и аптечных сетях или через интернет, использоваться в клиниках, салонах красоты или доступна в отелях, должна отвечать требованиям Технического регламента. 
  • Технический регламент полностью изменяет процедуру выхода косметической продукции на рынок. С введением технического регулирования на рынке изменен подход к надзору и контролю продукта уже во время его нахождения на рынке. Так, косметическая продукция с 3 августа 2024 стала объектом государственного рыночного надзора, который осуществляет Гослекслужба Украины, в т.ч. и для распространителей продукции (супермаркеты, магазины, АЗС, рынки, аптеки и др.).

Макроэкономика и экономика рынка косметической продукции

Что говорят прогнозирующие аналитики?

Ирина Горлова, директор компании SMD
Ирина Горлова, директор компании SMD

Аптечная косметика

Падение рынка произошло еще до войны из-за эпидемий COVID-19, – напомнила директор компании SMD Ирина Горлова. Причины понятны – находясь на карантине, люди не слишком активно использовали косметическую продукцию.

Однако в 2022 году рынок начал оживать довольно активно.

Общая динамика аптечных продаж косметической продукции

Докладчик также подчеркнула, что, несмотря на то, что сейчас рынок отличается хорошими темпами роста – 47% за 2024 год, доля дерматокосметики значительно уменьшилась и составляет 31% в натуральном измерении и 70% — в денежном.

Одна из причин – увеличение продаж вне аптек – в других сегментах.

И это – один из трендов в сегменте дерматокосметики.

Еще один заметный тренд – собственные торговые марки (СТМ) аптечных сетей.

Интересно, что сейчас эти СТМ выходят за пределы сети владелицы, как, например, это делает «Аптека доброго дня».

Относительно соотношения между украинскими и импортными брендами косметической продукции, иностранные производители доминируют:

  • в денежном измерении – 88%,
  • в натуральном измерении – 62%.

В целом доля украинской косметики ↓ в аптечном ритейле еще с 2020 года. Основных причин две:

  • переход аптечной косметики в масс-маркет и
  • эксклюзивный импорт СТМ вместо размещения заказов у национальных производителей.

Бренды – лидеры рынка дерматокосметики

Без особых интриг в отношении распределения основных категорий аптечной косметики:

Ⅰ уход за лицом и телом (жен.)

ⅠⅠ уход за лицом и телом (унисекс).

Сегмент детской косметики продолжает ↓ из-за ↓ детского населения в стране.

Интересно, что ↓ и категория «специальный уход за волосами».

Региональное распределение рынка ожидается в динамике миграционных процессов в стране, где Западные регионы сегодня продолжают доминировать.

Итак, среди основных выводов, спикер отметила следующее:

  • Рынок аптечной косметики восстанавливает свою долю в аптечной корзине после падения в начале войны, сейчас – это 4,5% среди всех аптечных товаров.
  • Вместе с тем, сам рынок аптечной косметики растет двузначными темпами после падения в период ковида.

Импортные косметические средства доминируют на рынке как в денежном, так и в натуральном измерении.

  • Существенное развитие наблюдается в сегменте СТМ (распространение внутри одной сети и за ее пределами).
  • Рост женских категорий по уходу за лицом и телом.
  • Тенденция по уменьшению сегмента детской косметики продолжается.
  • Значительные изменения регионального перераспределения рынка с выраженной долей западных областей во главе с Львовской, а также городов Киев, Днепр и Одесса.

Макроэкономика

Есть ли в этих реалиях основания для оптимизма?

Сергей Фурса, инвестиционный банкир, заместитель директора компании Dragon Capital
Сергей Фурса, инвестиционный банкир, заместитель директора компании Dragon Capital

Сергей Фурса, инвестиционный банкир, заместитель директора компании Dragon Capital представил интересные макроэкономические показатели, актуальные данные по инвестициям и прогнозы на 2025 год.

Спикер, в частности, отметил некоторую «дуальность сегодняшних реалий: с одной стороны, настроения суперпессимистические – люди в Украине находятся в депрессивном состоянии, апатии и т.д., ожидая, что все есть и будет плохо… Но те же люди постоянно тратят кучу денег», что видно из позитивной динамики розничной торговли и других торговых площадок.

Сейчас наблюдаем очень неравнозначное отражение реалий: «…что-то похоже мы наблюдали в течение 2016-2019 годов, когда люди в соцопросе на вопросы, как они видят динамику в Украине, отвечали: «как плохую», а как в вашем регионе? – «как хорошую». Вы смотрите ТВ и там все плохо, а потом выходите на улицу – как будто и хорошо. Что-то похожее происходит и сейчас», – сказал докладчик.

Итак, по мнению С .Фурсы, сегодня, учитывая военные обстоятельства, наша реальная ситуация – из разряда «экономического чуда». За всю историю человечества, напомнил он, никто никогда не жил так хорошо во время войны. Этому не помешало даже повышение налогов, которое, во-первых, было очень «косметическим» и произошло на третьем году войны (!). 

Ведь, как правило, война – это масштабный рост в сфере налогообложения: «…у нас нет значительного роста налогообложения, у нас нет ограничений на потребление, у нас до сих пор даже премиум импорт идет в страну», — напомнил спикер и уточнил, что все это возможно благодаря масштабной западной поддержке.

Таким образом, вопрос о том, сохранится ли такая экономическая ситуация в Украине будет зависеть от того, сохранится ли такая финансовая поддержка, гарантирующая макрофинансовую стабильность.

  • В 2024 году украинская экономика продемонстрировала рост 3+% (точных данных пока нет) при превысившей ожидания инфляции ≈ 12%, что является умеренным уровнем на фоне войны.
  • На 2025 г. аналитики также прогнозируют экономический рост в пределах 3% при уровне инфляции около 10%.

Относительно цен дополнительное давление на них, начиная с сентября с.г., оказывают:

  • стоимость электроэнергии, значительно выросшая в цене из-за российских обстрелов. В результате производители вынуждены были поднять цены на 24%;
  • худший, чем за предыдущие несколько лет, урожай;
  • нехватка кадров, приведшая к значительному удорожанию на рынке труда, где сложилась неблагоприятная ситуация: в течение двух последних лет продолжается значительное ↑ доходов в частном секторе – зарплаты растут по 20+% без роста при этом производительности труда. Поэтому, с одной стороны, растет себестоимость для бизнеса из-за зарплаты, а с другой — люди получая больше денег, больше тратят на потребительском рынке, стимулируя инфляционные процессы.

Такая тенденция сохранится и в 2025 году. Главным образом, за неимением кадров – ключевой вызов для Украины (из-за депопуляции, миграции и мобилизации).

По мнению спикера, именно депопуляция останется самым большим вызовом для нашего государства в ближайшие 10-20 лет даже после окончания войны.

Итак, аналитики ожидают роста доходов – это положительная тенденция для наемных работников, но отрицательная для бизнеса и инфляции.

В контексте макрофинансовой поддержки Украина начала текущий год значительно стабильнее 2024, который начинался без гарантий европейского и американского финансирования и без положительного решения по кандидатству в члены ЕС.

Прогнозы на 2025 год

Макрофинансовая стабильность в 2025 году будет сохраняться, что скажется, в первую очередь, на курсе гривны, который сможет оставаться стабильным. К концу года эксперты прогнозируют курс 45 грн за 1 долл. США.

Что касается роста экономики, слишком оживленной динамики в этом году не ожидается из-за того, что основные драйверы иссякли, среди которых осталось только военное производство, по которому строить прогнозы сложно из-за отсутствующей/засекреченной информации.

Итак, в целом, аналитики прогнозируют умеренный рост ВВП при стабильном курсе валют и инфляции, которая останется на том же уровне, по крайней мере, первые два квартала.

Во втором полугодии ожидается замедление ценовой динамики. 

Но – это очень осторожный прогноз, ведь неизвестно какие еще испытания придется выдержать нашим энергосистемам.

Регуляторные вызовы 2025

Является ли этот продукт косметическим и как доказать свои сведения о нем?

Максим Багреев, управляющий партнер компании «Кратия»
Максим Багреев, управляющий партнер компании «Кратия»

Этим и еще ряду важных для операторов рынка косметики вопросам был посвящен доклад Максима Багреева, управляющего партнера компании «Кратия».

Спикер отметил, что вопрос идентификации продукта как косметический возник в 2023 году, когда Антимонопольный комитет начал активно заниматься рынком косметической продукции. Тогда, в частности, был наложен первый штраф в 3,3 млн. грн. от АМКУ за сообщение ложной информации на упаковке косметического средства.

Последующие дела касались ложной информации о свойствах косметического продукта, и таковых становилось все больше (с сентября по ноябрь около 50 дел). AMOMD® регулярно информирует об этом сообщество.

Возможно, причина в отмене выводов СЭС в перечне разрешительных документов. Ведь при их наличии у АМКУ не было оснований для сомнений, что конкретный продукт не является косметическим и соответственно не может обладать определенными свойствами.

Сейчас классификация продукта происходит по другим правилам, и требования к информации в маркировке другие.

Существуют случаи, когда продукт может одновременно являться лекарством, медицинским изделием, косметическим средством, дезинфектантом и пищевым продуктом. Например, соль (NaCl), спирт и т.п.

М. Багреев подробно объяснил принципиальную разницу между лекарственным средством и медицинским изделием, требования обновленного законодательства по маркировке, а также остановился на регуляторных тонкостях относительно пограничных продуктов и вопросах правильного применения технических регламентов, в частности, для продуктов, являющихся одновременно косметическим средством и игрушкой (наборы для рисования на лице, наборы детской косметики, бомбочки для ванн и т.д.).