- Категория
- Бизнес
BioSpace: Merck побуждают приобрести ключевой актив Moderna
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
324
Известный отраслевой ресурс получил информацию, согласно которой американского фармгиганта подводят к сделке по выкупу ведущей программы кембриджской компании, известной лишь одним-единственным удачным продуктом – ковидной вакциной Spikevax – который уже не приносит ей прибыли.
Как сообщает BioSpace, в зашифрованном электронном письме, направленном топ-менеджерам Merck и Moderna (издание получило его копию от анонимного источника), неназванный управленец в фармотрасли и акционер Moderna изложил обоснование целесообразности продажи половины клинической программы по разработке персонализированной вакцины, принадлежащей Moderna – компании Merck. Автор письма утверждал, что компании несут фидуциарную ответственность перед своими акционерами, поэтому должны заключить такое соглашение как можно скорее.
Центральный элемент
Онковакцина мРНК-4157 (V940) разрабатывается Moderna и Merck на паритетных началах: компании равномерно делят затраты на разработку и получают любую потенциальную прибыль в пропорции 50/50. Но мРНК-4157 нельзя назвать «автономным» кандидатом – в клинических исследованиях ее оценивают только в комбинации с блокбастером Keytruda (пембролизумабом).
Как говорится в письме, адресованном финансовому директору Merck Кэролайн Литчфилд и финансовому директору Moderna Джеймсу Мокку (с копией на СЕО Moderna Стефана Банселя), часть этого проекта, принадлежащая Moderna, «существенно недооценена, учитывая заинтересованность Merck в половине комбинации».
Это предложение было озвучено в то время, когда Merck пытается решить будущую патентную проблему с Keytruda, потеряющим эксклюзивность в 2028 году.
Автор электронного письма утверждает, что комбинация Keytruda+мРНК-4157 позволит Merck возместить будущие потери, которые ее ожидают после потери Keytruda патентной защиты. Также, по его мнению, разработка вакцины в коллаборации не только нетипична для биофармацевтической отрасли, но значительно усложнит коммерциализацию препарата, а это «не в пользу пациентов».
Он считает, что обе компании получат значительную выгоду от передачи права полной собственности на мРНК-4157 фармгиганту из Нью-Джерси: Moderna значительно увеличит свою стремительно падающую вниз капитализацию, Merck подстелит соломку на случай падения выручки пембролизумаба.
«Это отличная возможность, — цитирует его слова BioSpace, — и я думаю, что финансовые директора обязаны что-нибудь сделать».
По словам анонимного автора, чем ближе комбо к выходу на рынок и чем ближе Merck приближается к патентному обрыву Keytruda, тем дороже станет такое соглашение.
Аналитики говорят, что предложение интересное, но «слишком тривиальное». Хотя в большинстве своем они соглашаются, что такая транзакция реальна и может принести пользу обеим компаниям, но поскольку на ценность этого гипотетического соглашения влияет много факторов с каждой стороны, неизвестно, реализуют ли ее.
Так, по мнению некоторых экспертов, автор электронного письма слишком драматизирует ситуацию, а его финансовый анализ слишком примитивный. Также ожидается, что внедрение противоопухолевой вакцины будет медленным, хотя и стабильным.
И Merck, и Moderna отказались комментировать как анонимное электронное письмо, так и потенциальную сделку.
Подсчет потенциального ущерба от потери патентов на Keytruda
Как уже неоднократно напоминалось, американский фармгигант предстал перед угрозой потери выручки от Keytruda – срок действия его патента подходит к концу.
В 2023 году продажи Keytruda составили $25 миллионов, что является самым высоким годовым доходом любого препарата в истории фармотрасли. На его долю приходилось около 40% продаж Merck в прошлом году, что на 19% больше, чем в 2022 году, и уже в первом квартале 2024 он заработал на 20% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Согласно отчету Pharmaceutical Today, когда этот продукт утратит эксклюзивность, его продажи в первый же год после этого могут упасть на 19%.
Автор указанного имейла утверждает, что этот мРНК-4157 имеет такой же крупный потенциальный рынок, как у Keytruda, и может спасти до $140 миллиардов утраченной рыночной капитализации, грозящей Merck из-за неизбежного патентного обрыва онкоблокбастера.
Критическая оценка
Впрочем, кроме очевидных манипуляций, видно, что инициатор сделки слишком гиперболизирует коммерческий потенциал противоопухолевой вакцины мРНК-4157, ведь напрямую зависит от клинического. Но до сих пор она хорошо проявила себя при запущенной меланоме, и неизвестно, насколько она будет эффективной при распространенных типах опухолей, таких как рак легкого или мочевого пузыря – а Keytruda имеет около четырех десятков показаний.
Не следует забывать и о проблемах с производством. В то время как выпуск пембролизумаба можно поставить на конвейер, mRNA-4157 является персонализированной противораковой вакциной, т.е. производится индивидуально (и долго). Из опухолей и образцов крови пациента выделяют только ему свойственные неоантигены – антигены, закодированные мутантными генами, специфическими для раковых клеток в этих новообразованиях. При этом в состав онковакцины входят как эпитопы неоантигенов, которые еще предстоит выявить ex vivo, так и эпитопы неоантигенов из всего экзома, которые, согласно прогностическому алгоритму, будут иммуногенными. Далее с помощью компьютерной симуляции собирается мРНК-последовательность, кодирующая одновременно до 34 эпитопов, после этого мРНК-молекулы инкапсулируются в транспортно-защитную оболочку – липидные наночастицы, и тогда препарат готов к введению пациенту.
Безусловно, следует учитывать личный интерес автора имейла: он акционер Moderna, то есть убыточной компании, чьи ценные бумаги сейчас девальвируются. Кембриджская компания продолжает терять деньги, и в настоящее время COVID-19 фактически «финансирует» все ее другие проекты.