- Категория
- Бизнес
Алексей Кучер: «Государство должно научиться доверять бизнесу, а не только требовать доверия»
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
632
Отношения между государством и бизнесом в Украине никогда не были идеальными, во время войны проблем прибавилось у обеих сторон и это должно подтолкнуть их к поиску взаимопонимания.
Готово ли государство к максимальной дерегуляции бизнеса, а бизнес – к активному участию в этом процессе? Каких сдвигов ожидать уже в ближайшее время? И кто будет рефери на площадке перемен? Об этом – наш разговор с Председателем Государственной регуляторной службы Украины Алексеем КУЧЕРОМ.
Основа для перехода на мировые стандарты
Как показывает опыт европейских стран, уже интегрировавшихся в европейское пространство (Чехия, Польша), этот процесс может стать болезненным для отечественных предпринимателей, истощенных еще и войной.
Какие проблемы беспокоят украинский бизнес, в частности, в сфере обращения лекарственных средств и анализирует ли их ГРС?
В условиях полномасштабной войны, когда критически важна надлежащая бесперебойная работа всех субъектов хозяйствования, особенно тех, которые занимаются обеспечением населения лекарственными средствами, чрезвычайно сложно без полноценного функционирования фармбизнеса.
В контексте Закона о регуляторной политике ГРС системно анализирует проблемы бизнеса, поскольку с учетом его предложений принимаются решения о согласовании или отказе в согласовании проектов регуляторных актов, в частности сферы обращения лекарственных средств.
И отмечу, что упрощение административных процедур регулирования хозяйственной деятельности и улучшения бизнес-климата — среди наиболее актуальных и важных вопросов в период военного положения, поддерживаемых ГРС.
О каких именно последних решениях идет речь?
Если говорить о ряде постановлений, принятых Правительством и существенно упростивших работу бизнеса в условиях войны, то это:
- внесены изменения в Лицензионные условия относительно возможности подачи заявления в электронной форме соискателем лицензии для ее получения в условиях военного положения и сокращения документов, прилагаемых к такому заявлению;
- в период действия ВП упрощена деятельность аптечных учреждений и производителей лекарственных средств;
- во избежание дефицита лекарств или в случаях, когда аптека вынужденно закрывается, она может перепродать свой товар другой аптеке;
- при соблюдении определенных производителем условий хранения можно осуществлять:
- транспортировку ЛС транспортными средствами общего пользования, в частности теми, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также почтовыми или багажными отправлениями;
- хранение лицензиатами ЛС в складских помещениях, сведения о которых отсутствуют в лицензионном реестре;
- на территориях, включенных в перечень Минреинтеграции, отпуск определенных рецептурных ЛС может производиться без рецепта врача;
- субъекты хозяйствования могут осуществлять контроль качества ЛС по контракту, при недостаточности у таких лицензиатов материально-технической базы и технических средств;
- предприятия в определенных случаях могут осуществлять выпуск и реализацию серий ЛС в первичной упаковке.
Отмечу, что важным шагом реформирования сферы обращения ЛС на перспективу было принятие нового Закона Украины от 28.07. 2022 г. № 2469-ІХ «О лекарственных средствах», основные положения которого будут введены в действие через 30 месяцев после завершения военного положения. Упомянутый Закон – это систематизированные возможности, которые позволят:
- обеспечить защиту потребителей;
- усовершенствовать систему контроля качества с учетом требований законодательства ЕС;
- минимизировать государственное вмешательство в сферу обращения лекарственных средств;
- четко урегулировать отношения между органами власти, операторами фармацевтического рынка и потребителями;
- снизить уровень коррупции и т.д.
Закон является важным и необходимым для Украины в контексте евроинтеграции и регулирования обращения лекарственных средств по европейским стандартам и обеспечению населения качественными и доступными лекарствами. То есть, у нас есть базис для перехода на мировые стандарты.
Дерегуляция бизнеса точечная и несистемная
Упомянутые послабления оговорены периодом военного времени. Достигла ли дерегуляция достаточной степени или же ГРС считает, что нужны более решительные шаги?
Сейчас мы видим, что дерегуляция происходит точечно и не системно. Абсолютно убеждены: необходима инвентаризация нормативно-правового поля относительно выявления регуляторных актов, которые слишком обременительны для бизнеса, и тем более неэффективны. Усилий, прилагаемых ГРС, недостаточно — для этого нужна воля регуляторов. Мы над этим работаем, поскольку дерегуляционные процессы должны быть системными. К сожалению, непредсказуемость законодательства – самая большая проблема бизнеса. А процессы дерегуляции, безусловно, должны продолжаться, тем более, когда существует реальная необходимость.
Но замечу, что процессы, проводимые в военный период, в подавляющем большинстве должны существенно отличаться в послевоенное время – будет необходим их пересмотр.
Ориентиры для дерегуляции бизнеса
Что необходимо коренным образом изменить в законодательстве в отношениях «государство – бизнес», чтобы стать полноценными и равноправными членами ЕС?
В этом году Правительство начало процедуру официального присоединения к Рекомендациям Совета Организации экономического сотрудничества и развития по регуляторной политике и управлению. ОЕСР – это мощный международный институт, объединяющий 38 самых влиятельных экономик мира.
Понятно, что процесс евроинтеграции будет требовать гармонизации украинского законодательства с законодательством Евросоюза, адаптации многих европейских норм в национальное законодательство. Как показывает опыт европейских стран, уже интегрировавшихся в европейское пространство (Чехия, Польша), этот процесс может стать болезненным для отечественных предпринимателей, истощенных еще и войной. Мы осознаем, что необходимо изменять подходы к формированию и реализации государственной регуляторной политики, модернизировать процессы разработки проектов нормативных актов, отслеживание их результативности и пересмотра.
В апреле этого года мы приняли участие в 28-ом заседании Комитета регуляторной политики ОЕСР, где Украина презентовала свое видение развития послевоенного регуляторного пространства с максимально привлекательными условиями ведения хозяйственной деятельности отечественных и иностранных предприятий.
Мое мнение: трансформацию регуляторной политики в Украине необходимо сосредоточить на преодолении дисбаланса между органами власти, предпринимателями, гражданами и построении инклюзивного регуляторного пространства с максимально широким вовлечением общественности и бизнеса в процесс разработки регуляций.
Бизнес должен быть активнее
Достаточно ли активно бизнес участвует в таких процессах сегодня?
В начале нынешнего года ГРС присоединилась к социологическому исследованию состояния бизнеса в Украине в условиях войны. Результаты опроса предпринимателей свидетельствуют о том, что бизнес-сообщество недостаточно вовлечено в процессы разработки и принятия управленческих решений, направленных на упрощение регуляторной среды.
Только 27% респондентов принимают участие в различных формах привлечения стейкхолдеров, таких, как: открытые обсуждения, внесение предложений, разработка проектов нормативно-правовых актов.
Более 50% отметили, что имеют административные препятствия относительно участия в мероприятиях, направленных на широкое обсуждение вопросов дерегуляции.
Я убежден, что перевод всех регуляторных процедур в онлайн формат позволит создать механизм системного привлечения бизнес-сообщества к разработке регуляторных актов, их обсуждению и пересмотру. Кроме того, будет обеспечена оценка регуляторной нагрузки на различные виды бизнеса и отслеживание результативности регуляторных актов в различных сферах. Такой инструмент будет наглядно демонстрировать, где необходимо уменьшить расходы на соблюдение требований законодательства во время проведения регуляторной деятельности и обеспечит контроль за общим количеством регулировок.
Кому легче выживать под давлением «зарегулированности», например, крупным аптечным сетям или небольшим аптечным заведениям?
На мой взгляд, есть объективные причины: логистика, объемы закупок и другие факторы, которые помогают сориентироваться и приспособиться к вызовам именно крупному бизнесу. Нужна также активность при приобщении (обсуждении) к разработке АРВ: необходимо требовать от регулятора, еще на этапе разработки, установления корректирующих мероприятий, которые будут зафиксированы в тесте малого предпринимательства, как составляющей АРВ. В последние годы в ГРС не поступали проекты регуляторных актов, АРВ к которым содержали бы разработку корректирующих мероприятий для малого и микробизнеса.
Дисбаланс доверия и ответственности
Бизнес сетует на чрезмерное количество контролеров и «давление» с их стороны в виде проверок. Подтверждает ли это статистика?
В целом, по информации от контролирующих органов, с начала введения в Украине военного положения было проведено более 17 тыс. проверок. В топ-3 органов государственного надзора (контроля), осуществляющих внеплановые проверки хозяйствующих субъектов, вошли Госпродпотребслужба (7 969), Пенсионный фонд Украины (7 647) и ГСЧС (919).
Если в 2021 году было проведено 200 тыс. проверок бизнеса, то в прошлом – чуть больше 10 тыс., то есть в 20 раз меньше. И самый главный вывод, который мы сделали: когда уменьшилось количество проверок – ничего не произошло. То есть надо разобраться, есть ли смысл возвращаться к классическим проверкам, действовавшим до начала войны.
Есть ли у вас факты злоупотреблений контролеров и как реагируете на подобное?
От субъектов хозяйствования в ГРС поступают единичные обращения, и на их основании мы выходим на проверки. Если выявляем нарушения, то составляем протокол об админправонарушении на должностное лицо контролирующего органа.
Какая ответственность предусмотрена за подобные нарушения?
Лично я вижу дисбаланс ответственности за нарушение во взаимоотношениях «государство-бизнес».
То есть, когда предприниматель пренебрегает законом, он может получить штраф в сотни тысяч гривен, если же чиновник – то 170–340 грн. Хотя я сам являюсь государственным служащим, но очевидно, что это нечестно!
Всегда акцентирую на том, что государство должно научиться доверять бизнесу, а не только требовать взаимного доверия.
Поэтому мы подготовили проект закона, который предлагает увеличить штрафы для чиновников, виновных в чрезмерном давлении на бизнес, до 17-34 тыс. грн.
Также, чтобы обеспечить прозрачность при проведении проверок, мы предлагаем перевести их в онлайн. В итоге у предпринимателей будет личный электронный кабинет, где они смогут оставить жалобу/заявление/предложение, а также быстро получить информацию из достоверного источника.
Для этого усовершенствуем Инспекционный портал: расширение его функционала поможет избежать коррупционных рисков и сэкономит время бизнеса.
Впереди – диджитализация регуляторной деятельности
Сейчас цифровизация затронула все сферы. Что предполагается в этом плане для государственного инструментария регулирования бизнеса?
Настаиваем на том, что всю регуляторную деятельность, которую только можно перевести в диджитал, необходимо перевести в онлайн. К таким инициативам отнесено создание ряда электронных порталов, а именно:
1. Регуляторный портал – это сервис планирования регуляторной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также оценки финансовой нагрузки на бизнес.
В результате бизнес будет способен:
- владеть полным объемом информации о действующих регуляторных актах от законов до решений территориальных общин;
- вносить предложения или замечания к действующим актам (непосредственное прозрачное участие в процессе дерегуляции);
- оперативно реагировать и комментировать новые проекты.
Со своей стороны органы власти смогут:
- обнародовать проекты своих актов и проводить процедуры их согласования и обсуждения с общественностью онлайн в одном месте;
- автоматизированно проводить анализ регуляторного влияния;
- систематизировать действующие регулирующие акты.
2. Лицензионный портал – предусматривает полную цифровизацию разрешительных и лицензионных процедур.
Результат:
- снижение чрезмерной нагрузки на бизнес;
- полная цифровизация разрешительных и лицензионных процедур;
- аккумулирование информации о соискателях лицензии и лицензиатах в одном месте;
- публичность и открытость информации о бизнесе;
- экономия государственных средств.
3. Расширение функционала интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) ИАС ГНК, где предлагаем законодательно предусмотреть:
- право пройти проверку онлайн, если позволяют технические ресурсы;
- официальную переписку бизнеса с органами контроля и ГРС;
- подачу жалобы на действия органов госнадзора (контроля) в ГРС;
- возможность отказаться от комплексного планового мероприятия путем направления информации через Систему в ГРС.
Почему ГРС предлагает упразднить значительную часть инструментов государственного регулирования в сфере здравоохранения?
Напомню, что Правительством была создана Межведомственная рабочая группа по ускоренному пересмотру инструментов государственного регулирования хозяйственной деятельности, к работе которой привлечена и ГРС. В свою очередь наша служба совместно с экспертами Программы USAID «Конкурентоспособная экономика» и Минздравом проанализировала 96 инструментов государственного регулирования в сфере здравоохранения.
Этот анализ проводился по специально разработанной методике, проверяющей на соответствие:
- процедуры выдачи инструмента государственного регулирования в соответствии с законодательством;
- актуальность инструментов государственного регулирования;
- наличие дублирующего регулирования;
- стоимость существующего регулирования;
- требованиям европейского законодательства и международным обязательствам Украины.
По результатам анализа было принято решение отменить 46 инструментов, изменить 25 и оставить 23.
Государство и бизнес – как стать единой командой
Может ли бизнес рассчитывать на поддержку ГРС, или же он предпочитает «решать проблемы» по старинке?
При ГРС действует специальный уполномоченный орган по вопросам лицензирования — Экспертно-апелляционный совет, куда может обратиться любой лицензиат или соискатель лицензии с жалобой по поводу безосновательных решений об аннулировании или отказе в выдаче/переоформлении лицензий, а также наложении финансовых санкций за нарушение требований лицензионных условий.
То есть Совет – это механизм защиты предпринимателей от злоупотреблений со стороны властей. Это реальная и действенная возможность досудебного рассмотрения дел.
Поэтому если у вас возникает проблема или вопрос: звоните в ГРС (044) 239 76 28 или отправляйте информацию на электронный адрес [email protected]
Также к вашим услугам чат-бот ГРС «Бизнес во время войны» @businessWar_bot, где вы сможете получить реальный алгоритм решения проблемы своего бизнеса.
А чтобы получить консультацию от специалистов ГРС и иметь конкретные кейсы, как начать собственное дело, регистрируйтесь на портале Дия.Бизнес.
Будем вместе делать все необходимое в сфере регуляторного поля и обязательно найдем правильное решение!
В то же время, не весь бизнес активно использует свои возможности для защиты, в том числе используя ГРС как инструмент.
Исследование состояния и потребностей бизнеса, к которому были привлечены местные органы власти, показало, что органы местного самоуправления и областные военные администрации систематически обнародуют на своих веб-сайтах акты с целью их обсуждения. Однако большинство предпринимателей и бизнес-сообществ, особенно на местах, вообще не участвуют в установлении регуляторных правил.
Поэтому мы стараемся как можно больше и громче говорить о том, что бизнес должен принимать непосредственное участие в формировании регуляторной политики. Это очень важно. Никто лучше не знает, что необходимо сделать, чтобы облегчить жизнь бизнесу, чем сам предприниматель.
ГРС является той площадкой, где вместе могут собраться бизнес-среда и чиновники, и в результате дискуссий принимается взвешенное решение, которое предотвратит многие из возникающих в настоящее время проблемы.
ГРС всегда подчеркивает, что сотрудничать одной командой с бизнесом – это самый эффективный способ решения любых проблемных вопросов.