В украинскую историю вписаны имена тех людей, перед научными достижениями и открытиями которых преклоняется весь мир.
Екатерина Данченко, Pharma Magazine
С 1999 года по указу Президента, «учитывая значительный вклад работников фармацевтической отрасли в охрану здоровья населения», каждую третью субботу сентября в нашей стране отмечают День фармацевтического работника. В украинскую историю вписаны имена тех людей, перед научными достижениями и открытиями которых преклоняется весь мир.
Известен Максимович также как ботаник, фитотерапевт и автор фундаментальных работ по лекарствоведению. Растения ученый любил, пристально изучал и полагал, что «чем больше с природой согласно будет врачевание приключающихся человеческому роду болезней, тем больших успехов от врачебной науки и вящей пользы от употребляемых лекарств впредь ожидать можно». И пусть сегодня фармацевтическая наука ушла далеко вперед по сравнению с первыми открытиями в этой области, Нестор Максимович — один из тех, кто стоял у ее истоков и по праву считается основоположником фитотерапии.
Родился Александр Черкес в Харькове, там же окончил медицинский факультет университета (ныне — Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина) в 1917 году. Исследовал биохимическую фармакологию сердечно-сосудистых заболеваний. В 1930-1944 годах заведовал кафедрой фармакологии Харьковского, а затем и Киевского медицинского института. Возглавлял отделение токсикологии Украинского института гигиены труда и профзаболеваний, а в военные годы был главным токсикологом Минздрава. Его авторству принадлежит труд «Основы токсикологии боевых отравляющих веществ» (1943).
Ученый по праву считается основоположником новых на то время направлений не только в отечественной, но и в мировой науке — биохимической фармакологии, фармакокинетики и фармакотерапии, а также биохимической токсикологии. В частности, в 1926 году, во время своей стажировки в лаборатории известного немецкого фармаколога П. Тренделенбурга, он опубликовал статью «Про действие наркотиков на химический состав головного мозга» в журнале Biochem Zeitschrift. И это была одна из первых в мире работ по биохимической фармакологии. А возглавляемая им кафедра фармакологии в Харькове стала одной из ведущих в Украине и во всем бывшем Советском Союзе. Кроме того, миру он был известен как «король сердечных гликозидов» благодаря своим уникальным исследованиям в этой области.
Именно Александр Черкес предложил новые сердечно-сосудистые средства, создал классификацию токсических гипоксий, а также разработал и внедрил общую экспериментальную терапию при отравлениях солями тяжелых металлов (мышьяк, свинец).
Григорий Потебня когда-то мечтал о военной карьере. Однако жизнь распорядилась по-своему, и в 1979 году он принял решение поступать в Киевский медицинский институт, где всерьез увлекся микробиологией, уже в студенчестве погрузившись в разные научные эксперименты. С тех пор он верно служит науке. В 2010 году стал профессором. Тема его диссертации — о влиянии вирусов на возникновение опухолей.
Научная теория Потебни зиждется на главном постулате: иммунная система человека сама способна уничтожить раковую клетку. Только ей нужно немного помочь — научить организм ее распознавать. Чтобы доказать это, ученому потребовалось более 20 лет жизни и кропотливого труда.
Биотерапия рака — новое слово в отечественной медицине и фармакологии. В свое время это открытие вызвало огромный резонанс в обществе, на профессора обрушился шквал звонков, писем и предложений о сотрудничестве. Не обошлось и без угроз, обвинений, инсинуаций: новаторам везде и всегда приходилось несладко.
Работа над препаратом не останавливается: проводятся клинические апробации, создаются уже новые поколения вакцин на основе клеток животных и эмбрионов. Вакцинируют даже больных с третьей стадией заболевания! Новаторы Института экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии под руководством Григория Платоновича работают в содружестве с зарубежными учеными из 116 научных учреждений, участвуя в Европейской антираковой программе под эгидой ВОЗ по созданию противораковых вакцин.
Как признавался Потебня в одном из интервью, их вакцина была одной из первых в мире, даже поступали предложения продать патент на ее изготовление Канаде, Южной Корее, Болгарии, Швейцарии… Но от их условия — прекратить пользоваться этим изобретением после продажи патента — ученый категорически отказался.