Как показывают результаты нового мета-анализа, увеличение потребления полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) для предотвращении симптомов тревожного расстройства или депрессии, по-видимому, практически не приносит пользы.
Анализ включал 31 рандомизированное контролируемое исследование, в котором в совокупности участвовали 41 470 взрослых с депрессией или тревожным расстройством и без них. В анализ включили испытания продолжительностью не менее 6 месяцев. В исследованиях сравнивалось более высокое и низкое содержание омега-3, омега-6 и / или общего количества ПНЖК. Метаанализ показал, что увеличение или уменьшение воздействия длинноцепочечных омега-3 на развитие симптомов депрессии или тревожного расстройства варьировались в зависимости от дозы или типа жирной кислоты, то есть результаты были крайне противоречивыми. Авторы отметили, что разнообразие методов, используемых для оценки симптомов депрессии и тревожного расстройства, могло ограничить клиническую интерпретацию результатов. Кроме того, в некоторых исследованиях отсутствовала полная информация о базовых уровнях потребления омега-3, что могло бы повлиять на эффективность терапевтического использования добавок с омега-3.
«Жирная рыба может быть очень полезной в рамках сбалансированной диеты. Но мы обнаружили, что люди, принимающие добавки с омега-3, не получают никакой очевидной выгоды в плане профилактики или лечения депрессии и тревожного расстройства. Наиболее заслуживающие доверия исследования постоянно демонстрируют незначительный или нулевой эффект диетических добавок на основе омега-3, включая рыбий жир» – комментируют авторы.
Однако некоторые медицинские специалисты выразили серьезную обеспокоенность по поводу публикации анализа. По их мнению, основные причины противоречивых результатов этого и многих других метаанализов, касающихся омега-3, связаны с общими методологическими недостатками, такими как объединение разнородных клинических испытаний, применение нестандартных диагностических процедур и ненадежных измерений результатов, а также применение ненадлежащих методов фармакотерапевтического вмешательства. Следовательно, методологические недостатки подрывают возможность обнаружить слабые места в клинических исследованиях омега-3 как антидепрессантов и анксиолитиков. Другими словами, если используемые данные являются беспорядочными (разнородными), результаты будут также беспорядочными (противоречивыми). Что касается нового анализа, то включал много «проблемных» испытаний омега-3 в контексте депрессии и тревожного расстройства.