Технологии "жидкой биопсии" вскоре позволят обнаруживать рак на самых ранних стадиях с помощью просто анализа крови

Технологии "жидкой биопсии" вскоре позволят обнаруживать рак на самых ранних стадиях с помощью просто анализа крови

Ученые приблизились к выявлению рака с помощью простого анализа крови на его ранних стадиях, когда у него еще нет симптомов и, вместе с тем, его можно успешно вылечить.

Исследователь рака Берт Фогельштейн получил множество наград за свою работу над генетическими мутациями, вызывающими рак. Однако он всегда хотел, чтобы эти мутации можно было обнаруживать на ранних стадиях, когда рак легче поддается лечению. И вот теперь группа инвесторов вкладывает 110 миллионов долларов в мечту Фогельштейна и создает компанию под названием Thrive Earlier Detection.

Эта компания не единственная, кто пытается обнаружить рак на самых ранних стадиях по простому забору крови. Конкурирующая компания Grail собрала более 1 миллиарда долларов на разработку универсального теста на выявление рака.

Концепция скрининга крови, называемая «жидкой биопсией», во многом обязана предыдущим усилиям Фогельштейна и его коллеги из Университета Джона Хопкинса Кеннета Кинзлера. Она опирается на тот факт, что опухоли выпускают пронизанную мутацией ДНК и характерные белки в кровоток. Иногда их можно обнаружить даже у тех, у кого нет внешних признаков рака.

Вместе с онкологом Николасом Пападопулосом ученые из Университета Хопкинса в прошлом году описали анализ крови, который искал 16 генов и восемь белков, и был способен обнаружить несколько видов рака, включая рак желудка, яичников и печени — впрочем, в крови уже больных людей. Теперь эта же группа проводит исследование с крупной системой здравоохранения Geisinger на 10 000 вполне здоровых женщинах возрастом от 65 до 75, чтобы понять, как часто анализ выявляет скрытый рак в теле. Женщины с положительным результатом помещаются в сканер всего тела для поиска опухолей.

Врачи из Geisinger говорят, что таким образом им удается обнаружить рак на самых ранних его стадиях и успешно лечить его. Но результаты своего исследования они смогут опубликовать только через год. И пока что еще слишком рано говорить о чем-то многообещающем.

Скрининговые тесты оцениваются по тому, сколько реальных злокачественных опухолей они обнаружили и сколько ложных обнаружений получили.

Берт Фогельштейн говорит, что для того, чтобы тест работал, ему нужно находить хотя бы 20% реальных раковых признаков. Почему нельзя обнаруживать 70%? Потому что в реальности обнаружение хотя бы одной пятой скрытого рака на этапе возможного излечения может сделать больше, чем любое новое лекарство, которое обычно продлевает жизнь всего на несколько недель.

Компании Thrive, которая заинтересована в идее Фогельштейна, придется собрать достаточно данных, чтобы убедить страховщиков оплачивать тесты, которые будут стоить порядка 500 долларов. Для этого ей не придется доказывать, что этот анализ может спасти жизнь. Ценность даже широко используемых скрининговых тестов вроде маммограммы остается предметом дискуссий даже спустя десятилетия. Вместо этого Thrive, вероятно, попытается продать тест, основываясь на различных измерениях, например, попытается показать, что рак можно найти быстрее и раньше, чем обычно.

«Если можно будет доказать, что вы можете обнаружить рак раньше, будет разумно экстраполировать полученный результат на то, что вы можете и жизнь спасти», говорит известный исследователь рака Берт Фогельштейн. «Чтобы на самом деле это доказать, нужны сотни тысяч или миллионы пациентов. Но мы не хотим ждать так долго».

Похожие материалы