
Анализируя причины роста цен на лекарства в аптеках, журналисты РБК-Украина рассмотрели, из чего и как они на самом деле формируются и почему оказались чрезмерно высокими.
Схема на первый взгляд кажется слишком запутанной. Однако на самом деле экономика розничных продаж лекарственных средств почти не отличается от экономики розничных продаж соков или молочных продуктов в обычных супермаркетах, пишет издание.
Первый этап цепочки — производители и импортеры (если это импортные лекарства). Второй — дистрибьюторы, обеспечивающие логистику внутри страны. Третий — аптеки, осуществляющие розничную продажу лекарств потребителю.
Если рассматривать эту цепочку формирования цены без маркетинговых договоров (без учёта программы «Доступные лекарства» и Национального перечня основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, к которым применяются другие наценки), то механизм выглядит следующим образом.
Например, отпускная цена упаковки лекарственного средства, с учётом всех налогов, производственных затрат и прибыли предприятия составляет 100 гривен. У дистрибьютора, в зависимости от типа лекарственного средства, стоимость логистических услуг (и наценка дистрибьютора) варьируется от 7 до 15%, в среднем — 10%. В результате чего при транспортировке в аптеку стоимость упаковки увеличивается до 110 гривен.
Далее — «вклад» аптек. Розничная наценка варьируется в пределах 14–35%, в среднем — 25%. То есть конечная цена лекарственного средства, отпускная цена которого составляет 100 гривен, для потребителя в аптеке будет уже 138 гривен — на 38% больше.
Однако крупнейшим камнем преткновения цены на ЛС являются маркетинговые договоры. РБК-Украина ссылается на данные АПАУ о доле затрат производителей, которые они вынуждены оплачивать за маркетинговые услуги аптечным сетям (от 12% до 35%). То есть производитель должен добавить в свои затраты на сбыт (и соответственно в отпускную цену), в среднем ещё 24%.
Таким образом, ценовая цепочка меняется: отпускная цена со 100 гривен растёт до 124 грн. На этапе дистрибьюторов (плюс те же самые 10%) — до 136 грн. И на этапе аптек (плюс те же самые 25%) — до 171 гривны! То есть из-за маркетинговых договоров стоимость той же упаковки лекарств для потребителя возрастает не на 38%, а на 71%!
Автор публикации отмечает, что поскольку аптечные сети являются конечной точкой цепочки, их доходная часть относительно больше по сравнению с другими участниками: если на условной упаковке дистрибьютор добавляет 10% к 100 гривнам, то он получает +10 гривен, а для аптек их 25% составляют уже 28 гривен (без маркетинговых договоров). Между тем маркетинговые договоры превращают те же 25% уже в 34 гривны, которые аптека зарабатывает на условной упаковке с отпускной ценой в 100 гривен. Плюс ещё 24% на упаковке непосредственно от маркетингового договора.
При этом аптечные сети не отрицают, что объёмы маркетинговых платежей динамично растут не только в абсолютных величинах (то есть в гривнах), но и в процентах от продаж. Если несколько лет назад они составляли 15–20%, то сейчас уверенно движутся к 30%.

Подробнее о том, как изменится ценообразование на лекарства для всех участников рынка, читайте в материале РБК-Украина.