Гепарин – «новый» антидот от яда кобры

Гепарин – «новый» антидот от яда кобры

Кобры ежегодно убивают тысячи людей по всему миру, и, по некоторым оценкам, еще сотню тысяч серьезно калечат, поскольку их яд вызывает некроз с высокой вероятностью ампутации. В то же время современные противоядия дороги и недостаточно эффективны.

Команда специалистов из Сиднейского университета и Ливерпульской школы тропической медицины совершили удивительное открытие: широко известный антикоагулянт гепарин может служить противоядием, избавляющим от последствий укусов кобры.

«Наше открытие может значительно снизить ужасные травмы от некроза, вызванного укусами кобры, а также повысить уровень выживаемости, замедляя действие яда», — заявляют авторы нового исследования.

С помощью CRISPR им удалось идентифицировать гены человека, задействованные в развитии некротической реакции в ответ на яд. Одна из мишеней яда – это ферменты, отвечающие за синтез молекул гепарана и гепарина. Структурное сходство этих молекул приводит к тому, что яд может связываться с ними обоими.

Эта информация помогла ученым определить противоядие, способное остановить развитие некроза: гепариноиды, которые будут действовать в этом случае как «приманка» для токсинов.

Ученые предлагают заполнять место укуса змеи «приманкой» в виде сульфата гепарина или родственных агентов – этот антидот будет связываться с токсинами в яде, которые вызывают повреждение тканей, и нейтрализовывать их. Соответственно, риск некроза и его последствий будет меньше.

«Гепарин является недорогим, распространенным препаратом, включенным ВОЗ в список основных лекарственных средств. После успешных клинических исследований его можно было бы относительно быстро внедрить в практику как дешевый, безопасный и эффективный препарат для лечения укусов кобры», — уверены ученые.

ВОЗ определила змеиные укусы приоритетом в своей программе борьбы с забытыми тропическими болезнями, поставив цель уменьшить глобальное бремя укусов змей вдвое до 2030 года. Ученые, предложившие лечить змеиные укусы гепарином, считают, что для реализации этой задачи осталось всего пять лет.

В 2019 году эта команда использовала аналогичный подход для поиска антидота от яда коробочной медузы (кубомедузы).