Дерматологи определили ключевые цели лечения розацеа на основе клинических и физиопатологических данных.
«Лечение розацеа значительно изменилось за последние 15 лет, отошло от эмпирических принципов к доказательным. Этому содействовало более глубокое понимание патогенеза заболевания, его элементов – таких, как воспаление, сосудистая дисфункция, демодекс, генетические факторы», — раскрывают идею подхода специалисты в Annales de Dermatologie et de Vénéréologie.
В качестве первой цели лечения отмечаются сосудистые изменения, эритема и телеангиэктазии. Для снижения этих проявлений предлагаются различные варианты.
Для устранения телеангиэктазий и уменьшения эритемы применяют импульсный лазер на красителе (PDL), калий-титанил-фосфатный лазер (КТР) и интенсивное импульсное световое излучение (IPL). Авторы отметили и относительно новый метод лечения розацеа – фотодинамическую терапию, а также локальные бета-блокаторы или альфа-адренергические вазоконстрикторы, которые можно комбинировать для временного уменьшения эритемы лица.
Рекомендации по уходу включают отказ от детергентов и чрезмерно окклюзионных косметических продуктов.
Авторы коснулись также этиологии заболевания, в частности, розацеа, индуцированной стероидами. Вызывает все больше интереса нервно-сосудистый компонент при розацеа, побуждающий рассматривать нетрадиционные для этого заболевания препараты, такие как габапентин, прегабалин или антидепрессанты.
Еще одной терапевтической мишенью при определенных вариантах розацеа являются клещи демодекс. Для снижения их популяции рекомендовано применение топических антипаразитарных средств. Было показано, что в таких случаях эффективен ивермектин в концентрации 1%. Однако топическая терапия должна назначаться с учетом состава местной микрофлоры.
Нарушение функции кожного барьера — еще одна мишень для терапии. Некоторые исследования показали, что при розацеа отмечаются нарушения секреции сальных желез, в том числе дисбаланс насыщенных и ненасыщенных жирных кислот.