Для борьбы с наследственными заболеваниями использовали... парацетамол

Для борьбы с наследственными заболеваниями использовали... парацетамол

Большинство препаратов генной терапии, включая Luxturna, который излечивает наследственную болезнь, вызывающую слепоту, используют для доставки корректирующих молекул в ДНК аденоассоциированный вирус (AAV).

AAV может хорошо сохраняться в клетках, которые не реплицируются активно (клетки мозга и глаза), но он не очень успешен в клетках, которые быстро делятся. Краткосрочный эффект генной терапии на основе AAV – особенно большая проблема в лечении наследственных заболеваний у детей, поскольку клетки растущего организма размножаются быстрее, чем взрослого.

Аналогичная проблема – с болезнями, затрагивающими печень. Например, когда препарат на основе AAV таргетирован на гепатоциты, т.е. необходим для коррекции мутаций в клетках печени, эффект генной терапии продлится недолго, потому что гепатоциты делятся быстро. Поэтому сегодня такие тяжелые случаи лечат с помощью трансплантации, хотя авторы новой разработки уверяют, что их подход уменьшить потребность в пересадках и даже снизит стоимость генной терапии.

Исследователи из США предложили новый терапевтический подход, обеспечивающий ремиссию различных генетических заболеваний: их подход задействует распространенное НПВС, парацетамол (ацетаминофен).

Ученые из Орегонского университета решили использовать в качестве вектора не AAV, а доброкачественный лентивирус, внедряющийся в целевые клетки как для вставки нового гена (т.е. коррекции мутаций), так и для введения нового гена, иммунизирующего клетки печени против потенциально токсичных эффектов парацетамола. Это делает клетки печени невосприимчивыми к потенциально токсическим эффектам парацетамола. Устойчивые геаптоциты при дальнейшей многократной обработке ацетаминофеном выживают, неустойчивые гибнут. Затем ученые выращивают клеточные линии резистентных к парацетамолу клеток, и используют их впоследствии для лечения.

Авторы уже проверили свой метод на животных, и он успешно вылечил у них гемофилию и фенилкетонурию. Сейчас они адаптируют свою технологию, которая до сих пор была протестирована только на мышах, к приматам, а также собираются проверить ее на клетках человека.

По словам разработчиков, устойчивость к ацетаминофену может быть интегрирована в различные препараты генной терапии, включая те, что содержат AAV. Однако Эффект генной терапии, в которой используется лентивирус, более долговечен.