Мазь Вишневського: як створювався найвідоміший топічний засіб XX століття і хто його справжній автор?

Мазь Вишневського: як створювався найвідоміший топічний засіб XX століття і хто його справжній автор?

Мазь Вишневского – наружное средство со специфическим запахом и по сей день иногда используется в медицинской практике, хотя многие врачи считают, что оно давно себя изжило.

Кто прав? Пускай рассудит история. К слову, история изобретения и применения знаменитой мази весьма специфическая — как и ее запах.

Как появилась мазь Вишневского: военные «стимулы»

Линимент — вдумчиво сформулированный, сбалансированный по составу — был создан еще во время Первой мировой войны, когда многие бойцы гибли не только на поле боя, но и на больничных койках. В те с суровые годы многие раны, полученные солдатами в пылу сражения, были достаточно обширны и далеки от определения «чистые». И тысячи бойцов, которым удавалось избежать смерти от ранения, впоследствии умирали от гангрены…

Молодой военный хирург Александр Вишневский нашел оригинальный способ предотвратить такой ужасный исход, смешав три весьма недорогих и доступных вещества: березовый деготь, ксероформ и касторку. Первый компонент оказывал раздражающее действие, улучшал кровообращение в месте нанесения, соответственно питал ткани и не позволял им некротизироваться. Обеззараживающий порошок ксероформ — соль висмута — уничтожал всю патогенную флору и таким образом предотвращал нагноение и распространение инфекции. Касторовое же масло выступало эмульгатором и носителем, прототипом трансдермального средства доставки — оно делало кожу более восприимчивой к проникновению первых двух ингредиентов.

В те времена, согласно канонам военно-полевой хирургии, заложенным еще Николаем Ивановичем Пироговым, ранение любой природы подлежало первичной хирургической обработке, в ходе которой удалялись нежизнеспособные ткани (путем рассечения или иссечения). Зачастую после такой операции оставались обширные открытые раны, легко поддающиеся инфицированию: антибиотики-то начали использовать десятилетия спустя. Между тем врачу требовалось быстро закрыть рану, изолировать ее от патогенов, витающих в окружающей среде, чтобы избежать нагноения.

Получившаяся жидкая мазь отлично справлялась с этой задачей — она плотно закрывала рану, не пропуская ни воду, ни воздух, и создавала благоприятные условия для заживления. Однако новое лекарство было неидеальным: полная изоляция поражения способствовала размножению анаэробных микробов. Поэтому перед применением мази Вишневского врач должен был предельно тщательно очистить рану от всех загрязнений.

И все же на тот период гениальная в своей простоте композиция стала превосходным средством для лечения практически любых кожных поражений и помогла спасти тысячи жизней не только в военное, но и в мирное время.

В дальнейшем за оригинальной рецептурой было закреплено название «линимент бальзамический по Вишневскому», а уже снискав огромную славу и популярность в народе, средство получило неофициальное упрощенное название «мазь Вишневского».

Современная экстемпоральная рецептура линиментов весьма разнообразна и может быть достаточно сложной, если принимать за эталон мазь Вишневского.

Прототип мази Вишневского

Ходили слухи, что Вишневский позаимствовал идею своего бальзамического линимента у Амбруаза Паре. И правда: знаменитый королевский хирург разработал авторскую форму бальзама для лечения ран еще задолго до появления мази Вишневского — в XVI веке. Впоследствии средство стало известно как «перуанский бальзам»: на протяжении нескольких веков его успешно применяли для лечения открытых повреждений кожи, включая нарывы и гнойные язвы.

К сожалению, точный рецепт этого средства утерян, известен только наиболее важный активный компонент — смола с ароматом ванили, которую получали из коры дерева Myroxylon balsamum, произрастающего в тропических лесах Южной Америки. Это темно-бурое вещество отличалось выраженными дезодорирующими, антисептическими и ранозаживляющими свойствами и широко использовалось индейцами.

Мазь Вишневского – препарат не без изъянов

Неизбывная любовь народа к самолечению вызывала проблемы даже при использовании этой, казалось бы, достаточно безопасной мази. Наиболее распространенной ошибкой стало нанесение средства на гнойнички: изолирующее и согревающее действие линимента приводило не к прекращению воспаления, а, наоборот, к его эскалации. Порой такое лечение заканчивалось образованием гнойных нарывов, требующих хирургического вмешательства.

Мазь критиковали и фармацевты: ее компоненты во многом противоречат друг другу, например, касторовое масло нивелирует подсушивающий эффект ксероформа. Многие опробованные и применяемые в годы войны методы использования линимента в хирургии в настоящее время не выдерживают критики — наука шагнула далеко вперед, и теперь врачи имеют возможность лечить раны и ожоги более изысканными способами. Но все же нужно отдать должное этой удивительной субстанции, ведь в эпоху тотальной нищеты, голода, отсутствия элементарных препаратов она помагала спасать жизни.