Врачи как пациенты: как чувствует себя медицинский работник по ту сторону стола?

Врачи как пациенты: как чувствует себя медицинский работник по ту сторону стола?

Когда врачи болеют, как они справляются? Доверяют ли они коллегам или полагаются на самодиагностику и самолечение? И следуют ли собственным советам?

Недавний опрос показал, как собственное заболевание может повлиять на работу врача, его сочувствие к пациентам и доверие к медицинской профессии в целом. Некоторые выводы исследования оказались довольно неожиданными – по крайней мере, на первый взгляд.

Опрос MediQuality: участники и ключевые результаты

В опросе, проведенном MediQuality, платформой Medscape Network, приняли участие 892 врача из разных регионов Бельгии, половина из которых были франкофонами. 58% респондентов были мужчинами. Все участники исследования в основном имели большой профессиональный стаж.

Распределение по специальностям: врачи общей практики – 43%, психиатры – 5%, анестезиологи – 4%, акушеры-гинекологи – 4%, педиатры – 4%, охрана здоровья и профилактическая медицина \ гигиена труда – 3%, кардиология – 2%, дерматология – 2%, неотложная медицина – 2%, реаниматология – 2%, другие специальности – 11%.

Результаты опроса в частности показали, что 7 из 10 врачей в случае своей болезни лечились самостоятельно, но также консультировались как минимум с одним коллегой. Однако 1 из 10 признался, что в случае собственной болезни занимается исключительно самолечением. Обращение за помощью к коллегам для некоторых медработников было особенно сложной задачей, хотя им тоже категорически не рекомендуется самодиагностика из-за отсутствия объективности, высокого риска ошибки и недооценки определенных симптомов.

Почему наиболее «автономные» респонденты все же предпочитали оказывать себе помощь самостоятельно, не спрашивая советов? Некоторые объяснили это субъективным восприятием того, что их не замечают или не уважают коллеги, даже ровесники.

Правила самолечения

Опрос также показал, что 42% респондентов ставили под сомнение назначенное им лечение, а половина признала, что иногда вообще его игнорировала. Эту тенденцию может объяснить способность врачей критически анализировать назначения в сочетании с легким доступом к ресурсам для самолечения.

Деонтологические рекомендации бельгийской медицинской коллегии считают неприемлемым самостоятельное назначение врачами веществ, способных вызвать развитие зависимости – в частности, снотворных, анксиолитиков, психотропов (антидепрессантов или нейролептиков), седативных средств, опиоидных анальгетиков, а также стимуляторов. В документе указывается, что «распространенность злоупотребления рецептурными препаратами среди врачей выше, чем у остального населения». Поэтому в связи с высоким риском возникновения зависимости такие лекарственные средства должен назначать им коллега, «обладающий профессионализмом и объективностью для точной оценки целесообразности назначения». Впрочем, все остальные лекарственные средства разрешены для «самоназначений».

Доступ к медицинской помощи

Мнения относительно доступа к медицинской помощи в опросе разделились. Треть опрошенных медработников считала, что их начинают лечить быстрее, чем пациентов-немедиков, и эта тенденция может отражать солидарность среди коллег. Однако, когда речь заходит о доступе к инновационным терапевтическим методам или передовым препаратам, лишь четверть респондентов считала, что они получают в этом плане хоть какие-то привилегии.

Влияние на практику

Когда медицинские работники становятся пациентами, их взгляды на свою профессию нередко меняются. Как повлияла собственная болезнь на карьеру врачей и их сочувствие к пациентам? Примерно 4 из 10 опрошенных заявили, что их болезнь существенно повлияла на их карьеру, а половина сказала, что их опыт укрепил их эмпатию к пациентам.

Над чем стоит подумать и поработать?

Medscape Network приводит цитаты из личных рассказов врачей, участвовавших в опросе, которые проливают свет на проблемы в здравоохранении и в медицинской профессии в целом. И похоже, что проблемы бельгийских специалистов можно назвать универсальными.

  • «Тяжело оказаться по ту сторону стола. Ты всегда представляешь себе худший диагноз».
  • «Недостаток коммуникации между коллегами, недостаток последовательности в уходе, недостаток сочувствия со стороны многих специалистов и недостаток контекстуализации в вопросах решения проблем здравоохранения».
  • «Способ мышления современных врачей сильно отличается… меньше дедукции и больше консенсуса».
  • «Трудно расслабиться и «позволить» себе заболеть. В этой профессии сформирована культура, что нам не позволено болеть, это часто порождает вторичное чувство вины».
  • «После перенесенного заболевания приходит реальное понимание того, что могут чувствовать пациенты… Ты лучше понимаешь, как нагружает конкретная болезнь или терапия».
  • «Я больше года не могла работать после сложного перелома ноги, и чувствовать себя «калекой» было невероятно тяжело, почти унизительно… Однако пребывание «по ту сторону» укрепило мое сочувствие к пациентам и заставило меня осознать, какую беспомощность ощущаешь, сталкиваясь с болезнью».