- Категория
- Лекарства
Что пошло не так у 23andMe: почему эксперт в области генетического тестирования оказался на грани краха
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
300

Компания, которая предоставляет услуги генетического тестирования прямым потребителям, изо всех сил пытается удержаться на плаву. Еще совсем недавно 23andMe процветала, но теперь её ситуация вызывает беспокойство относительно безопасности медицинских данных и будущего отрасли генетической диагностики в целом.
Основанная в 2006 году в Саннивейле (штат Калифорния), 23andMe построила свой бизнес, приглашая потребителей отправлять образцы слюны, из которых она «извлекала» и анализировала ДНК, чтобы их клиенты могли больше узнать о своем происхождении или потенциальных рисках для здоровья. С момента основания этими услугами воспользовалось не менее полутора десятков миллионов человек, и примерно 80% дали согласие на использование своей генетической информации для исследований.
Капитализация новаторской компании, которая первой начала заниматься расшифровкой и анализом генетической информации на потребительском уровне, когда-то оценивалась в 6 миллиардов долларов США. Однако за последние несколько лет 23andMe столкнулась с многочисленными проблемами, одной из которых стала масштабная утечка данных.
«ОТС-тестирование» ДНК больше не пользуется большим спросом, тогда как критики все чаще выражают беспокойство по поводу ненадежных анализов и «дырявой» конфиденциальности.
Во всем виноваты хакеры?
Осенью 2023 года всемирно известный эксперт по ОТС-секвенированию ДНК публично признал, что хакеры получили доступ к данным её клиентов, но при этом он умалчивал о масштабе утечки. Этому предшествовала серия событий.
Сначала на хакерском форуме BreachForums появилась информация о 4 миллионах генетических профилей и других личных данных клиентов 23andMe. Об этом начали писать технологические издания вроде Bleeping Computer и TechCrunch. Последнее озвучило масштабы «слива»: 4 миллиона генетических профилей, часть из которых принадлежала «самым богатым людям, живущим в США и Западной Европе». Ресурс Bleeping Computer уточнил, что от утечки пострадали пользователи, которые использовали функции отдельной платформы «ДНК-родственники».
Хакеры начали продавать украденные ДНК-профили по ценам от 1000 долларов за штуку (оптом – с гибкой системой скидок).
Оказавшись на пороге скандала, 23andMe старалась не комментировать инцидент, заявив лишь о начале расследования. При этом компания уверяла общественность, что не обнаружила никаких признаков нарушения безопасности в своих системах. По словам 23andMe, хакер, мол, смог получить доступ к учетным записям пользователей, применив «повторно использованные» данные для входа, которые были раскрыты в результате взломов на других ресурсах. Другими словами, пользователи сами были виноваты в утечке информации, поскольку не соблюдали строгие правила кибербезопасности и не использовали уникальные пароли. Тем не менее, это не уберегло 23andMe от риска многочисленных судебных исков – такие иски были поданы. Через год компания предложила пострадавшим истцам общую компенсацию в размере 30 миллионов долларов для всех.
Согласно оценкам на конец прошлого года, количество жертв этого инцидента составило 7 миллионов пользователей.
В сентябре 2025 года большая часть правления компании подала в отставку, а уже в ноябре 23andMe заявила, что сократит 40% своей рабочей силы и закроет терапевтическое подразделение, которое готовило к клиническим исследованиям экспериментальные лекарства.
Одноразовый сервис
Тем не менее, вряд ли утечка данных была единственной причиной печального финала компании; скорее, она стала катализатором её упадка. Значительная часть упадка 23andMe объясняется моделью, на которой строится любой потребительский бизнес генетического тестирования.
Одна из ключевых проблем заключается в том, что компании, занимающиеся тестированием ДНК, продают одноразовый продукт: как только кто-то заказывает себе эту диагностику, ему не нужно будет повторять её снова.
Действительно, начиная примерно с 2016 года, продажи услуг генетического тестирования, полученных напрямую для потребителей, резко возросли, и львиную долю клиентов во всем мире отвоевали 23andMe и ещё одна американская компания, Ancestry. Однако уже к 2020 году продажи этой услуги снизились, и обе организации начали сокращать свой персонал.
Проблемы с «прогнозированием» рисков для здоровья
Рынок генеалогической информации большой, но он не бесконечен, поэтому его игроки попытались расширить свои предложения. Чтобы предоставить клиентам дополнительную генеалогическую информацию, Ancestry начали продавать доступ к историческим записям и фотографиям. 23andMe пошла другим путем — начала прогнозировать риски для здоровья, что вызвало критику со стороны медицинских специалистов.
Еще в начале своего существования компания 23andMe предлагала потребителям тест с информацией о риске развития 240 заболеваний, но в 2013 году её продажи были приостановлены FDA, не получив информации о безопасности и эффективности таких «прогнозов». Однако уже в 2017 году компания получила от FDA разрешение на новый диагностический инструмент. Он сообщал клиентам о наличии или отсутствии генетических мутаций, связанных с десятком заболеваний, включая болезнь Паркинсона и целиакию.
С тех пор 23andMe расширила эту диагностику до более чем 50 патологий. Но, несмотря на то, что эти тесты получили одобрение FDA, клиницисты – в том числе генетики – продолжают сомневаться в их надежности и пользе. Ложные отрицательные результаты могут убедить человека в том, что у него нет болезнетворной мутации, которая на самом деле есть, а ложные положительные результаты могут заставить людей обращаться за профилактическими вмешательствами, которые им вовсе не нужны.
Со своей стороны, 23andMe уверяет потребителей в том, что её тесты продемонстрировали более 99% точности, так что её отчеты о здоровье помогают выявлять людей из групп риска и мотивировать их придерживаться здорового образа жизни.