Болезнь Альцгеймера: пора попробовать… антибиотики?

Шеф-редактор thePharmaMedia

Довольно давно было установлено, что болезнь Альцгеймера связана с накоплением в головном мозге токсичных веществ — прежде всего амилоидов и гиперфосфорилированного протеина тау.

Логично, что эти молекулы и служили основными мишенями биотехнологов, которые создавали лекарства против этого нейродегенеративного заболевания. По крайней мере, так обстояли дела последние десятилетия. Но после серии неудач с таргетированными на бета-маилоид препаратами ученые начали активнее искать другие подходы.

Хотя пока лечение антиамилоидными антителами продолжает применяться клиницистами, в том числе в тестовом режиме, у продромальных больных болезнью Альцгеймера и у людей с высоким риском развития этого заболевания, существует настоятельная потребность оказать терапевтическую поддержку пациентам с установленной болезнью Альцгеймера продвинутых стадий современные препараты и более устаревшие средства для симптоматического лечения, такие как ингибиторы ацетилхолинэстеразы или антагонисты NMDA типа мемантина.

Теории в поддержку антибиотикотерапии

Вероятность инфекционной этиологии болезни Альцгеймера неоднократно обсуждалась в научной среде за последние три десятилетия. Постулировалось, что инфильтрация мозга патогенными микроорганизмами может выступать пусковым механизмом или, по крайней мере, фактором развития болезни Альцгеймера.

На сегодняшний день выдвинуты по крайней мере две гипотезы, которыми можно объяснить потенциальное влияние патогенных микроорганизмов на развитие болезни Альцгеймера. Одна из них состоит в том, что пациенты с болезнью Альцгеймера особенно подвержены микробным инфекциям. Согласно второй считается, что микробная инфекция и является основным триггером, запускающим развитие болезни Альцгеймера.

Разумеется, масштабные испытания противовирусных и/или антибактериальных препаратов могут решить эту дилемму. Некоторые противовирусные средства уже даже проверяются у пациентов с болезнью Альцгеймера в должным образом организованных исследованиях. Но, несмотря на то, что комбинированная антибиотикотерапия оказалась эффективной на животных моделях болезни Альцгеймера, антибактериальные препараты широко не исследуются у пациентов с этим диагнозом – это объясняется, прежде всего, низкой селективностью антибактериальных средств.

Итак, возникает вопрос: на какие бактерии нужно начинать охоту в порске средства против болезни Альцгеймера?

«Подозрительные» бактерии

В запуске болезни Альцгеймера в разное время подозревали ВИЧ, вирус гепатита С, Helicobacter pylori, актиномицеты, кишечную палочку, Staphylococcus aureus и даже грибы, такие как Malassezia globose, Malassezia restricta или даже пенициллины. Впрочем, в последнее время чаще всего обсуждается, что к этому процессу причастна тройка «вредителей»:

  • вирусы простого герпеса, прежде всего типа 1 (HSV-1) – хотя до этого рассматривались все семь;
  • Chlamydia pneumoniae
  • и один из известных возбудителей периодонтита, Porphyromonas gingivalis.

Ученые подозревают, что эти патогены способны непосредственно пересекать ослабленный гематоэнцефалический барьер, достичь головного мозга и вызвать серьезные неврологические повреждения из-за механизма нейровоспаления.

Рассматривается и альтернативная гипотеза, согласно которой патогенные микроорганизмы попадают через ослабленный дисбиозом барьер слизистой кишечника в кровоток, а уже потом – пересекают гематоэнцефалический барьер, вызывая нейровоспаление в ЦНС с последующими последствиями. Еще одним транспортным путём для бактерий считается спинномозговая жидкость.

В поисках доказательств

На роли Porphyromonas gingivalis в патогенезе болезни Альцгеймера сконцентрировалась, например, американская биотехнологическая компания Cortexyme, нашедшая новые подтверждения того, что эта анаэробная бактерия – вполне вероятная причина заболевания указанной формы деменции. Биотехнологи Cortexyme исследовали более полусотни образцов ткани мозга людей с болезнью Альцгеймера, сравнивая их с тканью от здоровых людей.

Более чем у 90% образцов мозга людей с болезнью Альцгеймера выявлялись следы специфических токсинов Porphyromonas gingivalis, гингипаинов, а также скопления бета-амилоида. Наибольшая концентрация указанных соединений проявлялась в гиппокампе, участке мозга, который в значительной степени отвечает за память. В то же время, в образцах здоровой ткани гингипаинов практически не находили.

Исследователи пришли к выводу, что токсины Porphyromonas gingivalis разрушали синапсы, нарушали работу межклеточного транспорта и метаболизма нервных клеток. Эти изменения приводили к воспалению и затем нарушали функции головного мозга. В дальнейшем описанные процессы хронизировались, переходя в своеобразный порочный круг.

Используя полученные данные, Cortexyme разработала атузагинстат (COR388) – ингибитор бактериальной протеазы, нацеленный на токсины Porphyromonas gingivalis. Этот кандидат еще проверяется в исследованиях с участием пациентов с болезнью Альцгеймера, и, похоже, его развитие идет не очень удачно: компания сменила название Quince Therapeutics и занялась разработкой редких неврологических заболеваний – атузагинстата в ее портфеле разработок сейчас не числится.