Кардиология на пороге больших перемен

Наталья Суслова, к.мед.н., медицинский директор фонда «Сильные сердца», клиники «Grace» и основатель образовательной платформы «Биохимический клинический хаб». /Фото из собственного архива
Наталья Суслова, к.мед.н., медицинский директор фонда «Сильные сердца», клиники «Grace» и основатель образовательной платформы «Биохимический клинический хаб». Фото из собственного архива

О новейших тенденциях в мировой кардиологии и о том, как в наших чрезвычайных условиях им отвечать, воплощая инновации, ThePharmaMedia говорит сегодня с невероятно интересной и увлеченной своей профессией собеседницей, к.мед.н., медицинским директором фонда «Сильные сердца», клиники «Grace» и основательницей образовательной платформы «Биохимический клинический хаб» Наталией Александровной Сусловой.

Настоящий прорыв в медицине – персонализированное лечение начинает воплощаться!

…именно кардиология, которая одним из первых внедряла клинические протоколы, достаточно жестко придерживаясь рекомендаций в терапии сердечно-сосудистых заболеваний, сейчас – первой заговорила о необходимости внедрения персонализированной помощи больным.

Конец августа – начало сентября ознаменовался самым весомым событием года в мировой кардиологии – ежегодным конгрессом Европейского общества кардиологов (далее – Конгресс), проходившем в Лондоне. Среди почти 32 тысяч участников из 150 стран мира присутствовали и украинские кардиологи, ученые, специалисты организации здравоохранения и общественных организаций, которые помогают украинским пациентам получать качественное высокопрофессиональное кардиологическое лечение и поддерживают их на этом пути.

По замыслу организаторов Конгресса, в центре внимания этого года – «Персонализация сердечно-сосудистой помощи». Сегодня это уже реальная практика, по Вашему мнению, мир далеко продвинулся в этом направлении?

– За более чем 25 лет в классической медицинской практике, в частности, кардиологической, я конечно же видела немало клинических протоколов и должна была их соблюдать. В то же время, всегда была против деперсонализации, потому что мы все разные! Поэтому меня очень порадовало, что эти вопросы индивидуального/персонализированного подхода активно дискутируются сейчас на профессиональных площадках в т.ч. на Конгрессе в Лондоне.

Это тем более радостно (вплоть до слез!) потому, что именно кардиология, которая одной из первых внедряла клинические протоколы, достаточно жестко следуя рекомендациям в терапии сердечно-сосудистых заболеваний, сейчас первой заговорила о необходимости внедрения персонализированной помощи больным.

Персонализация затрагивает различные кардиологические проблемы – назначение статинов, антикоагулянтов, подходов к антигипертензивной терапии. Всё это очень активно дискутировалось на Конгрессе. Отдельные сессии были посвящены даже генетике ССЗ как в контексте гипертензии, так и по тяжелым поражениям сердца – кардиомиопатиям.

Так что, думаю, – это большой прорыв! И пусть к реализации такой концепции готовы пока не все, но, по крайней мере, почти все соглашаются и обсуждают такую ​​необходимость. Не просто обсуждают в кулуарах и во время научных дискуссий, а создают основы, приобретают определенный опыт и обмениваются им, а некоторые клиники уже даже точечно имплементируют определенные компоненты персонализированной медицины в свою работу.

Это дает прогрессивным врачам большое пространство для действий, позволяет аргументировать пациентам не только то, чего не стоит делать или что следует сделать, но и то, как действовать на опережение – для превенции прогрессирования ССЗ, если оно уже есть, или для предотвращения/отсрочки его манифестации, если человек входит в группу высокого риска.

А какова ситуация с персонализированным лечением ССЗ в Украине? Имеем ли мы необходимого качества лаборатории в т.ч.генетические, есть ли со стороны врачей готовность перейти к таким прогрессивным подходам?

– Это непросто, ведь у врачей все еще немало предвзятости. Это подтверждает и наш опыт проведения чекапов. В частности, благодаря этому проекту мы обнаружили неожиданные, а потому болезненные факты – наши врачи (даже в Киеве, с его современной прогрессивной медициной!) имеют предвзятое отношение к назначению мочегонных препаратов, статинов, комбинированной терапии и т.д.

И это вопрос именно ментальности, над которым следует работать.

Или еще до сих пор существуют предубеждения относительно генетических исследований, в частности, относительно их «высокой стоимости». А это совершенно не соответствует действительности, особенно если учесть тот факт, что такие исследования выполняются раз в жизни, потому что эти показатели неизменны: если человек имеет низкую активность определенного гена, она не возрастет существенно, а вот снизиться еще больше может. Поэтому этот показатель будет очень важен для планирования лечения на протяжении всей жизни человека.

К слову, Институт сердца, в котором я работала много лет, был пионером в этом направлении, поскольку лаборатория Института едва ли не первой в нашей стране много лет назад ввела в практику несколько генетических тестов, в частности, относительно чувствительности к антиагрегантам и антикоагулянтам (варфарину, клопидогрелю, аспирину). Это делалось не рутинно, а для пациентов, которым трудно было достичь оптимальных показателей коагулограммы или пациентам с высокими рисками кровотечения, или тем, у кого наоборот сохраняется тенденция к гиперкоагуляции.

Так что, очень важно включать эти вопросы в образовательные программы для врачей, чтобы расстаться с предубеждениями и недоразумениями. К тому же нельзя исключать, что уже через год-два в следующих рекомендациях для пациентов с хроническими аритмиями появится обязательное условие делать такой тест. Он дает возможность для раннего вмешательства. А важность раннего вмешательства всегда отмечается на всех медицинских конференциях, съездах, конгрессах и т.д.

Почему важно посещать такие мероприятия, по Вашему мнению?

– Это действительно важно, и особенно сейчас. Потому что война уносит лучших и самых крепких, а мы – врачи – должны делать все, чтобы сохранить как можно больше жизней. Это наш фронт, где мы самые сильные. Но наша мощь – это знание, умение, осведомленность во всем, что происходит в мировой медицине. Потому что так мы можем лучше помогать нашим людям.

Поэтому участие в таких конгрессах не роскошь, а необходимость — получить информацию, воплотить ее в жизнь и передать эти знания и навыки другим врачам в Украине, чтобы все мы лечили украинцев по самым современным стандартам.

Какие Ваши впечатления от Конгресса в целом?

- Пожалуй, самым сильным является ощущение высоких скоростей. Все так быстро меняется! Кажется, мы достигли той точки, от которой начнется новый отсчет.

Например, относительно терапии снижения холестерина. Сегодня клиницисты единодушны в том, что нужно устранять воспаление, используя иммунотерапию.

Методы диагностики, критерии показателей также изменяются и расширяются. Очень много внимания на Конгрессе уделили шкалам рисков. Так, кроме привычных данных (возраст, пол, АД, курение и т.п.), к ним добавлен гормональный баланс, наличие хронических и/или автоиммунных воспалительных процессов.

Сейчас также идет большая дискуссия по поводу того, какие критерии включить для оценки стратификации групп риска.

Появляются новые методы визуализации изменений сосудов именно атеросклеротического поражения, благодаря которым можно видеть структуру самой сосудистой стенки, периваскулярные изменения в ней, составляющие основу рисков десятилетней перспективы. Ведь в современной кардиологии принято группировать риски на текущие и перспективные, диагностика также соответствует этому распределению.

Новым подходам нужно учиться: каких новых площадок ожидать?

Есть ли в ваших планах образовательный проект для врачей?

- Да, пока презентовать его рано, но можем анонсировать. Он действительно запланирован и будет воплощен. Уже собрано много информации, мы хотим сделать это в онлайн формате, чтобы врачи могли в любой момент воспользоваться этим ресурсом, найти нужную информацию. Но параллельно обязательно будет живое общение – школы, мастер-классы и т.д. Это необходимо, чтобы доносить новейшую важную информацию врачам именно в формате диалога. Я это понимаю, ведь тоже врач и в этом случае – потребитель и поставщик услуг по обучению в одном лице. К тому же я достаточно придирчивый врач и хорошо знаю, чего мне не хватает, где и как я хочу получать необходимую информацию. Так что сейчас, при планировании таких проектов для коллег, я точно знаю, какие практические сведения им необходимы, какой информации им не хватает. Поэтому необходимо организовать все так, чтобы врач имел возможность сразу брать новые знания и навыки в свою практику, а не просто становиться более осведомленным о клинических испытаниях, научных исследованиях и тенденциях.

Сила общественных объединений против болезней

Случается ли на подобных мероприятиях новый опыт общественных инициатив относительно превенции болезней, помощи пациентам?

– Безусловно! Ведь социальная составляющая первичной и вторичной профилактики болезней реализуется в основном именно через такие сообщества. Во время мирового кардиоконгресса этому вопросу уделили много внимания. Были доклады, в которых исследователи демонстрировали результаты своих аналитических работ по роли союзов, фондов, других ОО в снижении бремени болезней, преодолении эпидемий неинфекционных хронических болезней и т.д. Отмечалось, что сила этих сообществ состоит в том, что они объединяют очень широкий круг «вовлеченных» сторон – врачей, реабилитологов, спортивных врачей, психотерапевтов, нутрициологов, диетологов и средний медицинский персонал. Реализуя свои кампании, они способны в разы (!) повышать приверженность людей к заботе о своем здоровье, к лечению, приему лекарств, контролю артериального давления и другим показателям здоровья. Это не просто заявления, это подтверждено в исследованиях.

Интересно и отрадно, что у нас есть в этом контексте свой уникальный опыт – мы первыми внедрили корпоративные чекапы. При этом мы не используем данные лечебных учреждений, а сами создаем мощную базу, привлекая в проект определенную когорту людей. Кроме обследований здоровья сердца, мы прививаем им культуру заботы о своем здоровье, первого визита к врачу и т.д..

А то, что все это мы делаем в критических условиях войны – это еще один колоссальный опыт, который касается организационных аспектов достижения цели в подобных проектах. Этот опыт очень интересует зарубежных коллег, и мы делимся им. К примеру, недавно отправили в Англию информацию о направлениях работы фонда «Сильные сердца», его миссии и возможном сотрудничестве!

Также этот опыт ценен для фондов, осуществляющих свою деятельность в наименее развитых странах – с низким уровнем жизни и слабой экономикой, а также странах, находящихся в состоянии военного конфликта.

«Сильные сердца» стремятся помочь врачу, поддерживая пациента

Как сейчас развивается проект по корпоративным чекапам?

– Он начался с «Дарницы», а теперь, проанализировав его результаты, мы его усовершенствовали и сейчас корпоративные чекапы пройдут сотрудники Zagoriy Foundation.

Позже мы будем предлагать пройти кардиочекапы другим большим коллективам, рабоникам предприятий и т.д. Ведь это еще и прекрасная возможность засвидетельствовать заботу работодателей о своих работниках.

Кроме того, что в рамках проекта люди проходят все необходимые обследования здоровья сердца и сосудов, он также имеет просветительскую миссию. Специалисты разъясняют необходимость измерять АД и делать это правильно и регулярно, помогают подобрать для этого аппарат.

Важно, что после обследований, каждый участник проекта получает консультацию врача, который оценит степень кардиососудистого риска и предоставит рекомендации по домашнему измерению АД, модификации образа жизни, если человек имеет повышенное АД, но еще не гипертонию. При необходимости человека направят для дополнительного обследования или лечения.

К слову, всех участников проекта мы планируем в дальнейшем привлекать к своему кардио хабу, чтобы они могли получать квалифицированные рекомендации по питанию, количеству соли в рационе, как приучить себя регулярно принимать лекарства и т.д.

Иными словами, поскольку эффективность назначений врача очень зависит от их выполнения, а связь между врачом и пациентом чаще всего не продолжается постоянно, пациент постепенно теряет мотивацию, которой «зарядил» его врач, забывает выполнять его наставления в т.ч. относительно регулярного приема лекарств. Мы можем и хотим помочь в этом через образовательные проекты, разного рода ивенты и прямую коммуникацию – напоминание в е-программах мониторинга, обратной связи с пациентом. Ведь ССЗ – это хронические заболевания, которые, к сожалению, прогрессируют, поэтому лечение прерывать нельзя, оно должно продолжаться в течение всей жизни. То же касается и контроля давления. Часто люди прекращают это делать, как только выйдут из кабинета врача, ведь полагают, что назначенное лекарство сделает свое дело. И лекарства действительно «делают свое дело», но только если их принимать правильно, что можно оценить, зная уровень АД. Ничего не поделаешь, быть здоровым – это большой труд, зато какой прекрасный результат!