Противогрибковые средства: 4 новых препарата защитят от смертельных инфекций

Противогрибковые средства: 4 новых препарата защитят от смертельных инфекций

Как известно, антибиотики не в чести у современных разработчиков, но противогрибковые средства находятся еще в большем упадке: за последние десятилетия представителей этого класса лекарств было создано ничтожно мало.

Как известно, антибиотики не в чести у современных разработчиков фармацевтических продуктов: слишком велики затраты на создание новых лекарств и слишком высоки риски не довести их до стадии коммерциализации. Впрочем, противогрибковые средства находятся еще в большем упадке: за последние десятилетия представителей этого класса лекарств было создано ничтожно мало.

Новые противогрибковые средства в дефиците на рынке по той же причине, что и антибиотики – финансирование таких исследований весьма ограничено, инвесторы предпочитают лекарства от хронических заболеваний, которые пациенты принимают всю жизнь, а не те, которые излечат инфекцию и станут «ненужными». Нет большого стимула, нет большого рынка. Но есть огромная потребность в новых антимикотиках!

Недооцененная опасность – дефицит новых противогрибковых средств

Из миллионов видов грибов, существующих на Земле, только несколько десятков вызывают заболевания у человека: грибы плохо себя чувствуют при высокой температуре тела млекопитающих и не разрастаются, плюс иммунная система здорового человека способна справляться с теми, которым удалось задержаться в теле.

Но длящаяся десятилетиями эпидемия ВИЧ / СПИД и современные медицинские подходы и препараты, такие как лучевая терапия, химиотерапия, трансплантация органов оказывают глобальный «побочный эффект» – рост числа людей с ослабленной или подавленной иммунной системой, чей организм штурмую и оккупируют микозы. Таким образом, по приблизительным оценкам, 1,5 миллиона человек во всем мире ежегодно умирают от инвазивных грибковых инфекций.

Тем временем, как количество случаев микозов во всем мире возросло, грибки становятся все более устойчивыми к работающим ранее препаратам. Например, около четверти недавно выделенных индийских изолятов Candida auris, грибка, угроза которого распространяется во всем мире, были устойчивы к двум или более классам противогрибковых лекарственных средств.

Симптомы, которые провоцируют грибковые инфекции, широко варьируются в зависимости от пораженных органов. Например, грибковая инфекция легких на начальных стадиях может привести к одышке и кашлю. Как видно, грибковые инвазии могут проявляться неспецифическими симптомами, а быстрых и точных диагностических продуктов для их определения создано мало. Это означает, что пациенты с микозами могут умереть, даже не дождавшись правильного диагноза – не говоря уже о лечении. К сожалению, варианты лечения тоже весьма ограничены.

Большое заблуждение считать, будто смертельные микозы угрожают только странам третьего мира. Например, специалистам по грибковым инфекциям из Университета Калифорнии в Сан-Диего, ежегодно приходится вести минимум полдюжины пациентов, зараженных Lomentospora prolificans: этот возбудитель в основном поражает пациентов с ослабленной иммунной системой и устойчив ко всем доступным противогрибковым препаратам. Врачи используют комбинации из двух или трех препаратов в высоких дозах, чтобы попытаться остановить инфекцию, но обычно безрезультатно – большинство этих пациентов умирают.

Новые противогрибковые средства: четыре перспективных препарата

В таких и подобных критических случаях единственная надежда – на новые молекулы. Представляем вашему вниманию список новых противогрибковых препаратов.

Противогрибковые препараты нового поколения

Олорофим

Первый из таких агентов, олорофим, уже показал многообещающий эффект против Lomentospora prolificans. В настоящее время это одно из нескольких активных фармацевтических соединений, которое может дать врачам столь необходимое оружие против крайне трудноизлечимых инфекций.

Ученые стремятся получить принципиально новые классы противогрибковых средств, то есть те, которые атакуют либо новую цель, либо имеют новый механизм действия против уже намеченной цели. Такой подход позволяет избежать резитентности, а также пробовать новые комбинации антимикотиков, которые могут работать в синергии. Олорофим, разработанный американской австрийской биотехнологической компанией F2G, является одним из ярких примеров таких инноваций среди противогрибковых средств: он блокирует синтез пиримидина, предшественника ДНК грибов. Этот препарат к тому жевполне удобен для использования – его можно принимать внутрь. Кроме этого, он способен истреблять не только Lomentospora, но и Scedosporium, еще одну редкую и обычно смертельную микотическую инфекцию.

Резафунгин

Ученые представили многообещающие клинические данные по препарату резафунгину, новому члену класса эхинокандинов, разработанного биотехнологической компанией из Сан-Диего Cidara Therapeutics. Как и у других эхинокандинов, его терапевтическое действие обусловлено ингибированием синтеза полисахаридов, составляющих клеточную стенку грибка. Но резафунгин имеет гораздо более длительный период полувыведения, что позволяет назначать его один раз в неделю вместо ежедневного приема. Эта особенность позволит добавить резафунгин в стандартную схему профилактики микозов для пациентов, получающих иммуносуппресанты после трансплантации.

Ибрексафунгерп

Стоит упоминания также ибрексафунгерп, разработанный компанией из Джерси Scynexis (штат Нью-Джерси) для лечения целого ряда серьезных грибковых инфекций, включая инвазивный аспергиллез, инвазивный кандидоз, вульвовагинальный кандидоз, а также другие резистентные и инвазивные микозы. Как и эхинокандины, он атакует клеточную стенку гриба, прикрепляется к другой части ключевого фермента, то есть атакует принципиально новую цель. В настоящее время ибрексафунгерп, который разрабатывался для перорального и внутривенного использования, завершает испытания III фазы.

Ибрексафунгерп

Среди знаковых инноваций среди антимикотиков заслуживает упоминания также фосманоджепикс от маленькой компании из Сан-Диего Amplyx. Это противогрибковое средство широкого спектра действия, которое в настоящее время еще проходит клинические исследования, но уже подает большие надежды. В частности, этот ингибитор инозитолацилтрансферазы продемонстрировал высокую эффективность в отношении таких инфекций, как инвазивный аспергиллез и инвазивный кандидоз.

Многие из новых противогрибковых средств, перечисленных здесь, решают и дополнительные проблемы. Дело в том, что среди антимикотиков к пероральному приему были «приспособлены» лишь азолы, остальные доступны только в виде инъекций. Кроме того, многие из противогрибковых средств старого поколения оказывают серьезные побочные эффекты или взаимодействуют с другими лекарствами – новые версии в этом отношении мягче.

Похожие материалы