Кадровая политика «фармы»: численность персонала в отрасли все еще растет

Шеф-редактор thePharmaMedia

Хотя в новостях 2023 года доминируют месседжи о массовых увольнениях в биотехнологических компаниях и реструктуризации крупных фармкомпаний, рынок труда в этом секторе сохраняет динамичность.

2023 год оказался очередным трудным периодом для многих биотехнологических компаний, занимающихся разработкой молекул на ранней стадии развития. Впрочем, несмотря на постоянные сокращения и реструктуризацию, эксперты считают, что «сектор в целом процветает», а исследования показывают, что общая численность персонала в биофармацевтической отрасли растет, а не сокращается.

Причины массовых сокращений

В отчете, опубликованном в начале августа, аналитики Stifel подсчитали, что выборка из 19 биотехнологических компаний с малой капитализацией с февраля 2021 года претерпела сокращение численности персонала на 24%.

Согласно недавнему анализу, за первые семь месяцев 2023 года компаниями было сделано более 100 объявлений о сокращении рабочих мест, что несоизмеримо больше, чем в 2022-м.

О сокращениях в основном заявляли небольшие биотехнологические компании, многие из которых изо всех сил пытаются остаться на плаву – им крайне трудно найти инвесторов в условиях продолжающегося спада в секторе. Недавним примером этого является Lava Therapeutics, которая 22 августа объявила о снижении численности персонала на 36% (с 55 человек в общей сложности). Этот шаг последовал за переосмыслением R&D-приоритетов: после переоценки конкурентной среды компания решила отказаться от экспериментального онкопрепарата LAVA-051.

Еще один пример – более известная Apellis Pharmaceuticals, 29 августа объявившая о сокращении четверти своей рабочей силы – около 225 рабочих мест. Компания рассчитывает сэкономить до $300 миллионов за счет реструктуризации. Эти деньги позволят ей запустить свой первый одобренный продукт Syfovre (пегцетакоплан).

Даже хорошо финансируемые биотехнологические компании, которые специализируются на раннестадийных активах, часто сокращают штат просто потому, что не знают, когда смогут снова собрать средства на продолжение разработок.

Сокращение рабочих мест коснулось не только небольших игроков биофармы. Ярким примером стала Biogen, которая под руководством нового генерального директора Криса Вихбахера объявила избавилась в июне от 1 000 сотрудников, что составило около 11% от всей рабочей силы компании.

Тем временем Novartis — одна из крупнейших компаний отрасли по обороту и численности персонала — в прошлом году поставила перед собой задачу сократить 8 000 рабочих мест (около 7,4% от общей численности персонала).

Компании с максимальным человеческим капиталом

Напротив, другие крупные компании нанимают много новых сотрудников. Анализ Citeline показывает, что за последнее десятилетие тысячи новых рабочих мест создали AbbVie, Roche, AstraZeneca и Novo Nordisk.

На иллюстрации показан размер компании по численности персонала, а также его рост (или сокращение) за период с 2012 по 2022 год. Те, кто слева (например, GSK), сократили больше всего сотрудников, а компании справа (например, AbbVie), больше всего увеличили численность персонала.

В 2022 году общая численность персонала этих фармпроизводителей составила 1,1 миллиона, прибавив 6,5% по сравнению с 2012-м.

Также исследование Stifel показало, что за шесть месяцев (с февраля по август 2023 года) в этом секторе появилось больше сотрудников, чем за любой полугодовой период с тех пор, как оно такую статистику начали отслеживать в 2021 году. В это Stifel следовала такой методологии: данные выборки из 78 фармкомпаний, полученные из LinkedIn, сопоставлялись с их официальными отчетами, что, по мнению аналитиков, должно было дать более-менее точную картину изменения численности персонала.

В отчете Stifel Pfizer Inc. и Roche Holding AG названы первой и второй наиболее быстрорастущими компаниями в период с августа 2022 по август 2023 года, при этом рост числа сотрудников оценивается более чем в 7000 человек в каждой. Однако в беседе с In Vivo Roche заявила, что расчеты Stifel были неточными, и что ее эквивалентная численность персонала, занятого полный рабочий день, выросла примерно на 2,6%. Представитель компании отметил, что расчеты, основанные на постах в LinkedIn, могут быть искажены работниками на аутсорсе, указывающими их в качестве своего работодателя, а также людьми, которые покинули компанию, но не обновили свои профили. Тем не менее, Roche подтвердила, что ищет новых людей.

GSK — компания, которая за этот период сократила штат больше всех: аж на 30%. Напротив, AbbVie выросла больше всех, увеличившись более чем вдвое за последние 10 лет — благодаря слиянию с Allergan и успеху блокбастера Humira.

«Большая фарма» становится все больше?

Анализ Citeline, сравнивающий текущую численность сотрудников в 15 крупнейших компаниях отрасли в 2022 году с 10 годами ранее, демонстрирует увеличение общей численности персонала на 6,5%.

Результаты отчета американской компании CBRE за 2022 год согласуются с выводами Stifel и Citeline. Согласно CBRE, число сотрудников в секторе медико-биологических наук США увеличилось на 5,3% с января 2021 года по январь 2022 года, опередив национальный темп роста числа рабочих мест на 4,7% за тот же период.

Все это ото опровергает поверхностное впечатление о том, что большая фарма в последние годы сократилась.

Тем не менее, в этом году эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение численности персонала – но это будет связано с тенденцией к выделению спин-оффов (Johnson & Johnson – Kenvue; Novartis AG –Sandoz и т.п.).