Фармацевт «семь звезд» – как его подготовить в Украине

Редактор ThePharmaMedia, журналист

Современная фармация — это не только о качестве лекарств, но и о статусе аптек как учреждений здравоохранения, а также о новых компетентностях и функциях фармацевта, которые сейчас расширяются в Европе. Как их заложить в отраслевое образование и практику?

Об этом рассказал заведующий кафедрой фармацевтических дисциплин, заместитель декана медицинского факультета Ужгородского национального университета, председатель Закарпатского филиала Всеукраинской фармацевтической палаты Олег ДЕВИНЯК.

Фармацевт – важный участник системы здравоохранения

Каким должен быть современный фармацевт и аптечное учреждение с точки зрения обеспечения здоровья населения и отстает ли Украина в этом плане от мира?

– Еще в 1988 году Первый отчет консультационной группы ВОЗ на международном уровне определил фармацевта важным участником системы здравоохранения, который не только отпускает лекарственные средства, но и дает советы и консультации по их рациональному применению. Поэтому и стратегия развития фармации, прежде всего, связана с глобальными целями и вызовами в сфере здравоохранения. В частности, чтобы достичь целей устойчивого развития ООН до 2030 года, нужно максимально эффективно использовать знания о здоровье и лекарственных средствах, а также потенциал аптечных учреждений.

Аптекам должны поручить все функции в сфере здравоохранения, которые связаны с применением пациентами лекарственных средств и которые могут быть эффективно выполнены в условиях аптечных учреждений.

В частности, им следует передать часть функций учреждений первичной медицинской помощи:

  • фармакотерапевтический мониторинг при некоторых распространенных хронических заболеваниях и коррекция дозировки по его результатам,
  • поддержка комплаенса пациента,
  • организация и участие в государственных и общественных кампаниях по поддержанию здоровья,
  • консультирование по вопросам планирования семьи и здорового образа жизни,
  • развитие доверия к вакцинации, иммунизация взрослого населения и т.д.

Именно такая модель наиболее жизнеспособна. Это уже работает в мире и отчасти начинается в Украине.

Как навести мосты между первичкой и аптеками

То есть, речь идет о распределении первичной медицинской помощи между семейным врачом и фармацевтом?

– Я не спешил бы с такой формулировкой. Речь идет об отдельных функциях, которые сейчас «замкнуты» на уровне первички, но могут быть переданы аптекам. Мнение о том, что фармацевтическую помощь следует считать частью первичной медицинской помощи, существует, однако оно не является общепринятым. Причина, вероятно, в том, что вследствие такой классификации государство будет обязано финансировать фармацевтическую помощь по тому же принципу, что и первичную (в Украине – по капитационной ставке в соответствии с количеством заключенных деклараций). А в Украине пока еще даже понятие фармацевтической помощи не определили юридически.

Что может «фармацевт – универсал»

Какие функции выполняют фармацевты в развитых странах мира?

– Степень сложности и объем функций, доверенных фармацевтам в разных странах, существенно отличаются.

Если в Украине только недавно появилась концепция «своего» семейного врача, с которым заключают декларацию, то в странах Запада уже давно не является новой концепция «своего» фармацевта.

Он владеет информацией о медицинских записях и фармакотерапевтическом анамнезе пациента и способен предоставить ему персонифицированную, своевременную и компетентную фармацевтическую опеку.

В его функции входит:

  • консультирование по вопросам здорового образа жизни и здорового питания, планирования семьи, вакцинации, отказа от вредных привычек;
  • обучение пользованию тонометрами, глюкометрами, быстрыми тестами;
  • фармакотерапевтический мониторинг пациентов с хроническими заболеваниями, такими как артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет, астма и т.п.;
  • своевременная идентификация и проработка проблемы нежелательной реакции на лекарства, которое принимает пациент.

И это не полный список функций фармацевта, которые уже возложены на него в странах Запада. Однако они до сих пор не в полной мере обеспечены в практической деятельности наших аптек.

На какие стандарты ориентироваться?

По каким стандартам обучают фармацевтов, чтобы они могли справиться с новыми задачами?

– В 1997 году ВОЗ определила и одобрила семь минимальных профессиональных ролей, которых ожидают от фармацевтов как участников системы здравоохранения – в виде «фармацевта семи звезд».

Общие принципы фармацевтического образования, направляющие подготовку специалиста на выполнение этих ролей, изложены в Надлежащей практике фармацевтического образования (FIP, 2000)

Более подробно требования к личным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для обеспечения упомянутых ролей, сформулированы через профессиональные компетентности, на развитие которых должны быть направлены фармацевтические образовательные программы. Глобальная рамка компетентностей фармацевта была впервые разработана и одобрена Международной фармацевтической федерацией в 2012 году, в прошлом году она была обновлена.

Кроме того, в 2017 году Нанкинскими положениями FIP установлены международные ожидания, которым должна отвечать система фармацевтического образования для обеспечения локальных потребностей каждой страны. Это, в общем-то, и есть основной перечень международных стандартов и документов, определяющих минимальные требования к фармацевтическому образованию и призванных способствовать дальнейшему его развитию.

Нужна ли революция фармацевтическому образованию

Чем отличается фармобразование в Украине и ЕС, куда мы движемся и чьи стандарты обязаны принять в связи с этим ?

В украинских образовательных программах по фармации уже присутствуют необходимые компетентности и учебные дисциплины, поэтому революционные изменения в подготовке специалистов не нужны.

Достаточно ее постепенно развивать по двум основным направлениям: увеличение доли образовательных компонентов, связанных с оказанием фармацевтической опеки как на дипломном этапе, так и на уровне интернатуры, а также усиление акцента на коммуникативных навыках специалистов.

В целом в Украине выполняются минимальные критерии, заложенные в Директиве ЕС по признанию профессиональных квалификаций:

  • 5-летняя подготовка с минимум четырьмя годами дневного теоретического и практического обучения,
  • 6 месяцев производственной практики в аптеках или учреждениях здравоохранения,
  • перечень из пяти основных направлений знаний и 14 базовых учебных дисциплин.

В Европе «фармацевтов-заочников» не существует

Но ведь чем-то мы отличаемся?

– Наиболее критическое отличие – это наличие в Украине заочной формы обучения фармацевтов, по которой более половине выпускников присваивается профессиональная квалификация.

Такие дипломы не могут быть признаны согласно упомянутой Директиве. Также за рубежом написание и защита дипломной работы является частью учебного плана каждого выпускника, тогда как в большинстве отечественных заведений этот компонент не является обязательным. Что касается соглашения об ассоциации с ЕС, то оно не содержит специфических требований к фармацевтическому образованию, а нормы Болонского процесса и вхождение украинских университетов в Европейское пространство высшего образования в целом соблюдены, в частности, благодаря изменениям, внедренным в последние годы.

Интернов будут больше учить фармопеке

Есть ли возможность у украинских студентов и интернов овладеть компетентностями для осуществления эффективного фармакотерапевтического мониторинга состояния пациента?

– Такие возможности есть, ведь недавно каждое учреждение образования наделили правом самостоятельно разрабатывать и утверждать учебные планы. Кроме того, каждый студент во время обучения может самостоятельно выбирать не менее 25% дисциплин и, таким образом, способен выбрать усиление своих компетентностей в технологическом, научном, предпринимательском или фармакотерапевтическом направлении. В дальнейших изменениях в этом направлении нуждается структура аттестации, в частности комплексного экзамена Крок-2.

В отличие от американского аналога NAPLEX вопросам клинической фармации и фармацевтической опеки посвящено лишь 13-17 % тестовых вопросов отечественного Крок-2.

Также положительным сдвигом станет увеличение с 2022 доли фармацевтической опеки в типичном учебном плане интернатуры, разработанном под руководством Национального фармацевтического университета.

Дорожная карта – последние уточнения

Вы были участником Глобального саммита FIP-UNITWIN по фармацевтическому образованию. Что нового и интересного там прозвучало?

– Да, к участию в саммите от Украины была приглашена именно Всеукраинская фармацевтическая палата, которая уделяет много внимания вопросам качества отраслевого образования и приобщается к мероприятиям и инициативам, направленным на его развитие. Поэтому приятно, что благодаря нашему участию лозунг саммита звучал с международной трибуны не только на английском, но и на украинском языке. Саммит очертил дорожную карту для системы фармацевтического образования, выполнение которой необходимо для достижения глобальных целей развития фармации, а также одобрил призыв к действиям (академическим учреждениям, профессиональным организациям, законодательным органам и ключевым фармацевтическим стейкхолдерам). Также на саммите говорили о перспективах развития гериатрической фармации, приобщении фармацевтов к персонифицированной медицине и т.д.

Новые реалии или фантастика?

Это ориентир на далекое будущее?

– Нет, это общественные запросы, которые появляются уже сейчас, и на выполнение которых прогнозируемо будут сосредоточены усилия фармацевтов. Ведь фармакокинетика лекарственного препарата у каждого человека разная – это обусловлено как генетическими факторами, так и функциональным состоянием метаболических и выделительных систем, конституцией тела.

Типичная дозировка лекарственных средств предназначена для среднестатистического пациента, однако каждый из нас может оказаться далеко не таким.

Пожилые люди с большой вероятностью обладают измененной фармакокинетикой и нуждаются в коррекции дозы ЛС. Мы приблизились к тому, чтобы начать использовать генетические и функциональные тесты и при необходимости корректировать дозу ЛС или заменять его для каждого человека индивидуально. Например, мой образец ДНК был секвенирован в рамках научного исследования, и теперь я знаю, что статины для меня малоэффективны, а в случае применения антипсихотиков есть повышенный риск побочных действий.

Персонализацией фармакотерапии будут заниматься фармацевты?

– Конечно, но при обязательном условии – в аптеке должна быть ассистентская, а также необходимая номенклатура субстанций для изготовления лекарств с индивидуальной дозировкой. К сожалению, это совсем не об украинских реалиях.

В аптеку как в магазин?

Украинские реалии – это выезд за границу не только врачей, но и фармацевтов. Хватит ли кадров, чтобы не только отпускать лекарства, но и осуществлять надлежащую фармопеку?

– Я считаю, что сейчас существует баланс между спросом (в виде аптечных вакансий) и предложением (количество новых выпускников).

В то же время функции, которые сейчас выполняют наши фармацевты в аптеках, часто не те, которыми должен заниматься профессионал с высшим образованием, последипломной подготовкой и постоянным повышением квалификации.

Поэтому фармацевтов у нас достаточно, но взаимодействие в цепи «пациент – аптека» должно измениться. За пластырем, минеральной водой, презервативом или пустышкой лучше обращаться в магазины, не тратя время фармацевтического работника.

Какие положительные моменты мирового опыта следует уже сегодня внедрить в Украине, чтобы аптека соответствовала статусу здравоохранения, а не ассоциировалась исключительно с торговлей лекарствами?

– Прежде всего, нужно наконец-то отпускать рецептурные лекарственные средства исключительно по рецептам. А еще – отпускать лекарство не в заводской упаковке с типичным количеством доз, а фасовать из in bulk необходимое для пациента количество.

Также в аптеках должны быть отдельные кабинеты для конфиденциального и внимательного предоставления фармацевтической опеки.

Следует ввести электронное декларирование пациентом «своего» фармацевта, которому будет открыт доступ к медицинским записям пациента в МИС. И аптеки, наконец-то, должны прекратить считать средний чек. Хотя это не полный список того, что желательно.

Изменит ли новый закон старые традиции?

Ожидаете ли изменений в этих вопросах от нового закона «О лекарственных средствах», или же считаете необходимым принять отдельный – о фармацевтической деятельности?

– Законопроект «О лекарственных средствах» содержит ряд положительных нововведений, среди которых и юридическое определение понятий «фармацевтическая услуга», «фармацевтическая помощь», «надлежащая аптечная практика». Однако аптека и дальше рассматривается как заведение обеспечения лекарственными средствами, а не предоставления фармацевтической помощи. Один из разделов нового закона так и назвали – «Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами». Впрочем, указанных изменений недостаточно для заметных положительных сдвигов – для этого надо внедрять профессиональное самоуправление и профессиональное лицензирование фармацевтической деятельности.

В идеале же должно произойти изменение экономической модели деятельности аптек – от реализации торговых наложений до оплаты за фармацевтическую услугу.

Поэтому принятие специального закона о фармацевтической деятельности крайне необходимо.