- Категория
- Бизнес
GMP в Украине: коррективы пандемии и ближайшие перспективы
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
1069
В начале 2000 года Украина начала постепенный переход к надлежащим практикам в фармацевтической индустрии. Среди других «good» первым в украинском законодательстве появился термин «GMP», или «надлежащая производственная практика».
GMP, во-первых, гарантирует безопасность лекарственных средств, а во-вторых, открывает доступ на международные рынки сбыта фармацевтической продукции.
При этом GMP – еще и государственное регулирование, которое охватывает общее направление гармонизации с нормами и законами Европейского Союза.
О том, что сегодня происходит в этой сфере, говорим с начальником Управления лицензирования, сертификации производства и контроля за соблюдением лицензионных условий Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками, инспектором GMP, магистром Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, кандидатом фармацевтических наук, Заслуженным работником фармации Украина Натальей ТАХТАУЛОВОЙ.
За время пандемии в Украине увеличилось количество производителей, рынок стал еще более привлекательным?
– Сегодня в Украине 123 фармацевтических предприятия имеют лицензии на производство лекарственных средств. За время карантина это число увеличилось за счет производителей медицинского кислорода. Поскольку в этом была насущная необходимость, мы и сотрудники подчиненных Гослекслужбе государственных предприятий проводили с заявителями консультационно-методологическую работу и учебу. Большинство из них не понимали, с чего начать, не имели четкого представления о системе качества, кто такое уполномоченное лицо.
При поступлении в Гослекслужбу заявления на получение лицензии на производство кислорода оно рассматривалось безотлагательно. Сейчас у нас 23 производителя кислорода медицинского жидкого и газообразного.
Как вообще пандемия сказалась на вашей работе, уменьшилось количество заявлений?
– Даже во время локдауна Гослекслужба продолжала работать в обычном режиме. Вопросы о получении соответствующих пропусков на общественный транспорт и доставке сотрудников оперативно решались руководством Гослекслужбы. Что касается работы нашего Управления, то перейти на дистанционный режим мы не можем, ведь такие процессы, как лицензирование или сертификация производства, пока нельзя осуществлять дистанционно или остановить их рассмотрение даже на один день, потому что это связано с ввозом лекарственных средств в Украину и их регистрацией, и соответственно с обеспечением населения лекарственными средствами. Особенно в период пандемии, когда остро стоит вопрос наличия лекарств для людей с хроническими заболеваниями и для лечения коронавирусной инфекции.
Количество заявлений на получение лицензий или сертификатов GMP в период локдауна и в целом за время пандемии практически не изменилось.
Разве эти процессы нельзя оцифровать?
– В прошлом году стартовал проект, предусматривающий предоставление документов заявителем на лицензирование производства, импорта, оптовой и розничной деятельности в электронном виде через электронный кабинет. Это значительное облегчение, особенно для хозяйствующих субъектов из других городов, которые не могли приехать в Киев во время локдауна, а также для работников Гослекслужбы.
К сожалению, это нововведение частичное – система дорабатывается. В частности, в вопросах внесения изменений относительно уполномоченных лиц по производству и импорту, приложений к лицензии и тому подобное.
Кроме этого, в настоящее время утверждены изменения к Постановлению Кабинета Министров Украины № 929 «Про затвердження Ліцензійних умов провадження господарської діяльності з виробництва лікарських засобів, оптової та роздрібної торгівлі лікарськими засобами, імпорту лікарських засобів (крім активних фармацевтичних інгредієнтів)», в частности, относительно форм документов – они должны быть обновлены в электронной системе.
Что касается других предоставляемых административных услуг, таких как выдача сертификата для международной торговли, выдача сертификата GMP или заключения о признании, то пока не существует электронного кабинета для подачи заявлений. Также наша действующая электронная база не позволяет осуществить элементарных функций, она крайне устарела и требует срочной доработки и обновления. Надеюсь, что это произойдет в ближайшее время, ведь мы живем в «цифровой стране».
Европейские регуляторы продлевают действия своих сертификатов GMP до конца 2022 года. Что делает Украина, есть такие продления?
– Как в прошлом году, так и сейчас на сайте ЕudraGMDP (база данных Европейского агентства по лекарственным средствам) была размещена информация, что из-за ограничений, вызванных COVID-19, срок действия сертификатов GMP и лицензий по производству продлевается до конца 2022 (в том году было продление до конца 2021-го).
Компетентные органы оставляют за собой право производить надзор на основе рисков с помощью инспекций на месте или дистанционных оценок и, исходя из результатов, могут продолжать выдавать/отозвать/ограничивать сертификаты GMP.
Производители должны продолжать выполнять GMP/GDP и все другие установленные законодательством обязательства и требования. Инспекции по месту осуществления деятельности будут проводиться там, где это возможно. Компетентные органы оставляют за собой право производить надзор на основе рисков с помощью инспекций на месте или дистанционных оценок и, исходя из результатов, могут продолжать выдавать/отозвать/ограничивать сертификаты GMP.
В соответствии с Порядком проведения подтверждения соответствия условий производства лекарственных средств требованиям надлежащей производственной практики, утвержденного приказом Минздрава от 27.12.2012 №1130 (далее – Порядок) при выдаче заключения о подтверждении соответствия условий производства лекарственного средства требованиям GMP учитывается информация базы EudraGMDP о статусе действия сертификатов GMP и лицензий на производстве. Исходя из вышесказанного, заявители направляют письменные обращения в Гослекслужбу по учету срока действия сертификата GMP, который подтвержден в соответствии с Порядком и действовал на момент объявления ВОЗ пандемии COVID-19.
То есть пока Гослекслужба выдает заключения, которые действуют до конца 2022 года.
Также обращаем внимание, что в связи с выходом Великобритании из ЕС, в MHRA есть отдельная информационная база со своими сертификатами GMP.
Изменилось что-то в процессах GMP-сертификации?
– В связи с объявлением ВОЗ пандемии и введением соответствующих карантинных ограничений Гослекслужбой были инициированы изменения в Порядок. Они были вовремя утверждены и благодаря им начаты дистанционные оценки производителей лекарственных средств за рубежом.
Дистанционная оценка осуществляется, когда инспектор не может выехать на место производства по причинам, например, карантина или в случае чрезвычайной ситуации.
Порядком предусмотрена возможность проведения дистанционной оценки производств, если они ранее инспектировались Украинский инспекторатом и уже имели сертификаты GMP, выданные в Украине, или предприятий, которые проходили инспекции регуляторных органов стран ЕС и их партнеров (это более 35 стран).
Кроме этого, благодаря Порядку стало возможным осуществление процедуры оценки рисков с целью переноса срока следующего инспектирования. То есть на основании письма от представителя заявителя без дополнительных документов осуществляются оценки рисков по результатам предыдущего инспектирования, проведенного украинским инспекторатом. Обновленный сертификат выдается на один и полтора года в зависимости от количества полученных баллов при оценке.
Благодаря этим изменениям в Порядок процесс сертификации не останавливался ни на один день. Когда инспекторы не могли осуществить проверку физически, она проводилась дистанционно.
Правда, заявления на сертификацию и выводы подавались и подаются в бумажном виде.
Пока мы имеем упрощенную систему признания результатов инспектирования, которые были осуществлены нашими коллегами-инспекторами GMP из других стран. Мы перешли от признания результатов инспектирования регуляторных органов – членов PIC/S к признанию результатов инспектирования со стороны регуляторных органов стран ЕС и их партнеров.
PIC/S постоянно расширяется – сейчас она насчитывает около 60 участников, и задачи этой организации другие, чем признание.
Итак, недалеко от воплощения стремление объединить регуляторов всего мира.
Почему это так важно?
– Членство в PIC/S означает, что страна отвечает главным требованиям:
- GMP-стандарты в этой стране являются обязательными для отечественных производителей, соответствие GMP – неотемлемое условие при регистрации и ввозе в страну лекарств;
- в регуляторном органе внедрена система управления качеством;
- в стране есть GMP- инспекторат, который соответствует требованиям PIC/S (образование, опыт работы на производстве).
Достаточно ли кадров для украинского GMP-инспектората?
– Инспектор GMP, по требованиям ЕС и PIC/S, – это специалист с соответствующим образованием, опытом роботы на производстве, который при этом должен постоянно учиться (семинары, трененги по GMP/GxP- практикам, определенный набор практических инспекций). То есть это довольно сложная система, подготовить такого специалиста быстро и дешево не получится, поэтому инспекторов нигде в мире много не бывает.
Наш инспекторат состоит из инспекторов Гослекслужбы, ГП «Украинский фармацевтический институт качества» (УФИК) и GMP инспекторов ГП «Центральная лаборатория по анализу качества лекарственных средств и медицинской продукции».
Итак, мы имеем для иностранных инспекций два подразделения. Все инспекторы внесены в реестр PIC/S.
Процесс обновления состава инспектората происходит постоянно. Например, сейчас УФИК расширяет штат своих специалистов.
Но это непростая задача. Ведь наши инспекторы, которые работают уже некоторое время, прошли основательную подготовку. Мы участвовали два раза в год в семинарах PIC/S. Нас готовил в течение 2 лет по программе ВОЗ Датский колледж фармацевтической практики «Фармакон». Программа состояла из теоретической и практической частей. По ее окончании мы получили значимые для нас сертификаты, подтверждающие компетенцию знаний инспектора GMР.
Сейчас, когда уже нужно позаботиться об обновлении инспектората, его расширении, возникают определенные сложности, начиная от локдауна, который мешает выезжать за границу, и заканчивая тем, что обучение должно быть дистанционным.
Теоретическая часть от этого не пострадала, а практическая – достаточно: пока не проводятся тренинговые инспекции, а также совместные инспекции с нашими партнерами по PIC/S. Но наши инспектора повышают свой уровень знаний, учавствуя в семинарах PIC/S. К слову, в следующем месяце один из них пройдет в Корее, другой в Японии.
Можно ли считать полномочия и функции Гослекслужбы аналогичными соответствующим европейским структурам?
– Почти во всех странах мира функции регистрации лекарственных средств, лицензирования и сертификации, контроля в обращении выполняет единый орган. Он имеет определенные полномочия и финансирование, предоставляющие ему возможность осуществлять контроль действительно на всех этапах обращения, улучшать качество предоставления услуг, определять развитие – внедрение новых инструментов, профессиональное развитие сотрудников, техническое оснащение, инспектирование зарубежных производителей и тому подобное.
В Украине должен быть регуляторный орган действительно международного образца, который бы объединил функции от регистрации и сертификации по GMP до контроля за лекарственными средствами в обращении. Наличие такого органа дает возможность действительно получать услугу в «едином окне»: подал заявление на регистрацию лекарственного средства – прошел соответствующие регистрационные экспертизы и проверку условий производства на соответствие требованиям GMP или получил заключение о признании, если такая проверка не нужна – получил регистрационное удостоверение. Никаких дополнительных заявлений, комплектов документов, других «окон»! Единственный инспекторат GMP в нашей стране, как и должно быть, без дополнительных подчиненных государственных предприятий для проведения экспертиз и инспекций.
Ведь в нынешней ситуации мы не имеем возможности увеличить количество штатных инспекторов Гослекслужбы и их заработную плату, выехать на зарубежную проверку. Да, нам критически не хватает инспекторов внутри страны, в штате нашого Управления, к примеру, осталось только два GMP-инспектора, которые проводят проверки украинских производителей. Но этого не хватает, потому что кроме плановых есть еще проверки на соответствие требованиям GMP и предлицензионные.
Итак, понятно, что и нам сложно, и заявители хотели бы, чтобы все происходило быстрее, но…
Но не только это беспокоит. Отсутствие кадрового потенциала бусловливает возобновление процесса заключения между Украиной и ЕС соглашения о признании результатов инспектирования (Agreement on conformity assessment and acceptance of industrial products, соглашение АССА).
Процесс подготовки к заключению этого соглашения начат в Украине в 2011-2013 годах, но затем был приостановлен. Гослекслужба всегда выступала за восстановление этого процесса, о чем мы неоднократно заявляли.
Ведь система лицензирования и контроля за производителями в Украине полностью эквивалента европейской.
В то же время мы в одностороннем порядке признаем результаты европейских инспекторатов, наши же – нет. Заключение соглашения АССА значительно уменьшило бы нагрузку на украинские заводы, облегчило выход на рынки ЕС, а для европейских заводов были бы обеспечены более благоприятные регуляторные условия на украинском рынке.
Так украинскому регулятору есть чем гордиться, в том числе, в контексте внедрения GMP?
– Конечно! Во-первых, мы с 2011 года присоединились к PIC/S. Этому предшествовали 6 лет подготовки. Это огромная работа и важные сдвиги. Но хочу отметить, что важным в этом смысле был не только не результат, но и процесс. Ведь во время подготовки мы должны были принять философию GMP/GxP и PIC/S и в соответствии с этими стандартами работать, выстраивать собственную систему, собственный инспекторат.
В конце концов, это превратилось сегодня в определенную систему координат, в которой каждый сотрудник, прежде чем принять то или иное решение, подготовить то или иное изменение в нормативный акт, рассуждает, согласуется ли это с требованиями PIC/S.
Поэтому, это ответственность, самодисциплина и самоконтроль, которые помогают избежать регресса, это мотивирует и стимулирует нас двигаться только вперед, стремиться внедрять инновации, постоянно учиться новому.
Кроме того, это возможность совместных инспекций, а затем обмена практическим опытом. А такую возможность трудно переоценить.
Украинские специалисты входят в международные рабочие группы – наше экспертное мнение ценят.
Украинский инспекторат достиг такого уровня, когда мы оцениваем регуляторные органы других стран на этапе их подготовки к вступлению в PIC/S.
Итак, на самом деле нам есть чем гордиться. Работая на фармацевтическом предприятии, я мечтала попасть в Гослекслужбу и стать инспектором GMP. Но когда в далеком 2009 году я пришла на работу в Гослекслужбу, было очень сложно, но и очень-очень интересно, мы работали командой нашего Управления, и каждый из нас сделал максимум за этот период.
Перед аудитом экспертов PIC/S в Украине несколько месяцев мы уходили с работы около часу ночи. Но мы это сделали! Я горжусь нашими сотрудниками, нашей работой. Я действительно счастлива, что работаю в Гослекслужбе, что я государственный служащий. За эти годы произошло очень много изменений в мире, в стране, в службе, но мы сохранили систему управления качеством, мы живем и работаем с философией GMP и подходами PIC/S ко всем процессам.
Да, мы многого достигли и, я надеюсь, будем приумножать наши успехи.