Почему закупки лекарств отстают на год и кто в этом виноват

Почему закупки лекарств отстают на год и кто в этом виноват

Скандал вокруг руководства Минздрава и проведения тендеров набирает обороты. СМИ разбирались в сути обвинений и в аргументах сторонников Супрун.

Галина Студенникова, Страна.ua

Тема международных закупок медикаментов приобрела особую актуальность после заявления известного кардиохирурга Бориса Тодурова о том, что и. о. Министра здравоохранения Ульяна Супрун лично виновна в смертях пациентов, которые не получили своевременную помощь из-за срыва закупочного процесса в Минздраве. Основные претензии Тодурова заключаются в несвоевременности проведения закупок и отсутствии эффективности этой процедуры. Скандал на эту тему не утихает третью неделю, к самому Тодурову неоднократно звучали личные претензии – начиная от того, что он спас от смерти мать премьера аннексированного Крыма Аксенова до обвинений в коррупции при закупке лекарств.

«Страна» же решила разобраться в том, почему сорваны сроки закупки лекарств и кто в этом виноват.

Отрасль отстала на год

«За весь 2016 год украинцы не получили ни одной таблетки и ни одной вакцины, которые были бы закуплены за средства бюджета на 2016 год», – член Комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева демонстрирует «Стране» данные о закупке лекарств за бюджетные средства по состоянию на 19 декабря минувшего года. Во многих строках прописаны довольно высокие проценты закупок. Например, план по закупке лекарственных средств от туберкулеза выполнен на 97%, а закупки по программе борьбы с гепатитом выполнены на 111%. Такими результатами было бы впору гордиться, но при внимательном рассмотрении оказывается, что средства, на которые осуществлялись эти закупки, были предусмотрены бюджетом-2015. То есть, отрасль отстает на год.

«Я официально говорю, что такого не было за все годы независимости Украины, – заявляет Татьяна Бахтеева. – Процедуры закупок за счет средств на 2016 год были начаты только в конце осени 2016 года, а сами лекарства будут поставлены не ранее весны 2017 года».

Листаем отчет дальше – объем поставок лекарств за счет бюджета-2015 в конце 2016 года по программе вакцинопрофилактики составил 38%, онкология – 75%, реагенты по детской онкологии – 64%.

«То есть, мало того, что мы уже отстаем на год, и все равно недопоставлено лекарств и вакцин на 255 млн грн, – объясняет «Стране» депутат. – А нам с экранов рассказывают про экономию! Это наглая и бессовестная ложь».

На заседании профильного парламентского комитета в среду, 18 января, парламентарии хотели задать вопросы о ситуации с закупками самой исполняющей обязанности Министра охраны здоровья Ульяне Супрун. Но, не дождавшись вопросов, глава ведомства покинула заседание.

«Мы думали, что мы идем на заседание комитета, а не на пресс-конференцию... Поэтому ныне нет смысла отвечать», – сказала Супрун перед громким уходом. Вместе с ней ушли и ее заместители.

Выгоды от таких закупок в Минздраве не нашли

19 марта 2015 года Верховной Радой был принят закон о передаче закупок лекарств и вакцин международным организациям. За него проголосовал 241 народный депутат. Уже тогда противники принятия говорили, что деньги украинских налогоплательщиков в сумме 2,2 млрд грн (по состоянию на март 2015 года) отдаются организациям, которые до этого никогда не работали на украинском медицинском рынке и не знают его специфику.

Многие парламентарии признавались, что Минздрав засекретил даже от самих народных депутатов договоры с этими организациями, ссылаясь на коммерческую тайну. Но идеологи принятия закона обвиняли своих оппонентов в желании сохранить коррупционные схемы. Договоры с международными организациями были подписаны спустя полгода, а средства им выделены вообще под новогоднюю елку. В итоге полтора года в Украину лекарства не поставлялись вообще, а деньги просто лежали на счетах международных организаций.

«Где выдающийся результат, о котором нам рассказывают уже два года активисты и лоббисты этого закона? Проведенный мною анализ показал, что реальной экономии по большинству программ нет. В отличие от отечественных поставщиков, международные организации освобождены от уплаты НДС в размере 7%, они часто закупают таблетки в меньшей дозировке, с меньшим сроком годности и часто даже опасные таблетки. Одна из международных организаций намеревалась ввезти в Украину индийские лекарства для онкобольных детей, которые были запрещены еще в 2012 году. При этом цены на эти лекарства остались прежними, хотя раньше в таких случаях корпорации делали скидки в миллионы гривен. Эта организация закупила почти все лекарства у посредников, а не напрямую у производителя, и это привело к завышению цен. Помимо отсутствия экономии, эти организации берут еще и деньги за свои услуги в размере 5%. То есть мы им в 2015 году заплатили 110 млн грн за то, что они провалили закупки и сорвали графики поставок», – рассказывает Татьяна Бахтеева.

Но цена услуг международников по последние два года выросла в арифметической прогрессии. В 2016 году «процент» за услуги составил уже 200 млн грн, в 2017 году планируется выплатить международникам еще 300 млн грн.

Главный внештатный специалист Минздрава по инфекционным болезням Ольга Голубовская еще осенью разразилась постом гнева на своей странице в Facebook, когда ее попросили объяснить, есть ли на самом деле экономия от того, что лекарства покупают международные организации.

«Наконец-то сегодня рабочая группа Минздрава поняла, каким это волшебным способом ПРООН нам «сэкономила» $110 000 на закупках препаратов от гепатитов, учитывая то, что регионы получили количество лекарств (и то не всех) заметно в меньших количествах, чем заказывалось согласно квотам. Никогда не догадаетесь. Оказывается, международная организация подсчитала, что выделенных денег не хватает на заказанные препараты и поэтому самостоятельно снизила квоту на 22%; соответственно, регионы и получили меньше препарата. И это, оказывается, экономия… т.е., к примеру, вас посылают в аптеку со списком жизненно необходимых лекарств для всех членов семьи стоимостью в 1000 грн, вы покупаете меньшее количество за 800, остальное считаете экономией, возвращаетесь домой и издевательски спрашиваете «что бы вам еще купить». Поэтому сегодня члены рабочей группы вместе с присутствующим представителем ПРООН согласились с тем, что это не ЭКОНОМИЯ, а просто ОСТАТОК средств, полученных в результате искусственно заниженной потребности», – заявила она.

Если на пальцах объяснить слова доктора, то это означает что, к примеру, регион заказал тысячу упаковок лекарства на условную сумму 100 тыс. грн, а ПРООН закупила 800 упаковок на 80 тыс. грн. По словам общественников и международных организаций, есть экономия 20% средств. По факту – 20% пациентов не получат лечения.

Еще один момент также вызывает недоумение – это катастрофически краткие сроки годности различных препаратов. Например, ПРООН по программе «ВИЧ/СПИД» 26 сентября 2016 года закупила реагент для проведения контроля качества. Срок годности реагента – 2 октября 2016 года. Ряд позиций по программе «Детская онкология» был закуплен только в конце прошлого года и имеет срок годности по апрель нынешнего.

#підтримую_Уляну_Супрун

Сторонники системы международных закупок приводят свои аргументы в подтверждение их успешности и эффективности.

В Минздраве даже обнародовали отдельный релиз, в котором подчеркивают, что закупки лекарств в Украине длительное время были одной из самых коррумпированных и закрытых сфер.

«Речь идет не просто о коррупции, а о преступлениях. Каждый заказной тендер по завышенным ценам означает меньше лекарств для пациентов, которые в них нуждаются. Эти схемы должны стать частью прошлого. Мы убеждены, что каждая гривна по налогам, которые платят украинцы, должна использоваться эффективно и прозрачно. Эта философия лежит в основе изменений, которые мы вводим в сфере медицины: проведение прозрачных закупок, удешевление лекарств, возмещение необходимых лекарств, обеспечение доступа украинцев к качественным медицинским услугам, включая современную реабилитацию. Проведение закупок через международные организации нивелирует коррупционные риски и делает процесс прозрачным. Как результат, каждая гривна из бюджета идет по назначению – на закупку лекарств, а не оседает в карманах взяточников", – говорится в заявлении ведомства.

Глава организации «Пациенты Украины» Ольга Стефанишина пишет на своей странице в Facebook: «Справедливости ради, тендеры проходят с опозданием третий год подряд. Супрун пришла в Минздрав в августе. Сваливать на нее все грехи за поздние тендеры по крайней мере не справедливо. Более того – манипуляция».

В социальных медиа даже была развернута кампания в поддержку Ульяны Супрун. Парламентарии, медики и просто неравнодушные граждане начали писать посты с тегом #підтримую_Уляну_Супрун. Например, тег #підтримую_Уляну_Супрун использовала в своем посте поддержки главе Минздрава и Анастасия Деева, юный заместитель главы МВД Арсена Авакова.

«Идет огромное давление на команду Ульяны Супрун со стороны тех, кто хочет сохранить коррупционные схемы и уберечь свои потоки. В течение всех лет независимости украинцев считали рабами медицинской системы, где предоставляется «бесплатная медицинская помощь» за взятку, где все без исключения люди должны покупать все лекарства за собственные средства, где «бесплатные стенты» стоят тысячи гривен... где унижается достоинство как пациента, так и врача, который не может выжить на 2000 грн .... где лекарства стоят в разы больше по сравнению с соседними странами ... Ульяна вместе со своей командой пытаются сломать эту коррупционную систему, и система включает режим самозащиты, ведь речь идет о миллиардах доходов, которые оказываются в карманах конкретных людей! Я поддерживаю Ульяну и ее команду! Медицина наконец должна быть реформирована и вычищена от коррупции, которая живет за наш с вами счет", – пишет на своей странице в Facebook депутат Виктория Войцицкая.

«Закупками занимаются только «белые люди» с Запада»

Ранее «Страна» уже писала о подоплеках фармацевтических войн. Супрун является последовательным сторонником продолжения сотрудничества с международными организациями в плане закупок. Поэтому против нее и образовалась мощная коалиция бизнесменов и политиков.

Их точку зрения выразил в комментарии «Стране» один из нардепов правящей коалиции: «Вопрос не в том, будут или не будут воровать на закупке лекарств на бюджетные средства. Воровать будут однозначно. Вопрос в том, кто будет воровать – наши люди или же какие-то непонятные международные посредники. Они разве не воруют? Воруют! В западных СМИ это постоянная тема – коррупция в ВОЗ и других структурах на почве смычки с крупнейшими фармкорпорациями. Но Украине от этого воровства ни холодно ни жарко. Были ожидания, что закупки через международные организации будут дешевле, но они пока не подтверждаются. Что-то закупается дешевле, что-то дороже, а что-то просто другой спецификации. А если бы воровали наши люди, то значительная часть средств оставалась бы в стране и работала бы на экономику. И тендеры бы проводились в нужные сроки. Супрун же отстаивает позицию, что закупками должны заниматься только «белые люди» с Запада, а не туземные бизнесмены. Естественно, эта позиция не встречает понимания».

Похожие материалы