- Категория
- Новости
В России могут подорожать жизненно важные препараты, закупаемые на тендерах
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
1391
Эксперты отмечают, что сейчас участвовать в госзаказе невыгодно.
Министерство экономического развития Российской Федерации предлагает разрешить включать надбавки в цену жизненно важных лекарственных средств при госзакупках.
Сейчас закон запрещает госзакупки по цене выше, чем зарегистрированная производителем в реестре Минздрава. Однако она не включает, например, оптовые надбавки, которые дистрибуторы применяют при коммерческих продажах, чтобы покрыть расходы на транспортировку и хранение, пишут Ведомости.
По оценке директора Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнова, в среднем по России оптовая надбавка составляет 12%. Он отмечает, что показатели сильно отличаются в зависимости от региона.
В мае 2015 года вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение рассмотреть возможность включения надбавок в начальную цену контракта. В проекте поправок Минэкономразвития предлагает учитывать надбавки, но при закупке с начальной ценой до 10 млн руб. По словам директора департамента Минэкономразвития Максима Чемерисова, закупки медучреждений чаще всего проходят как раз в этих границах. Эксперт считает, что поправки сейчас особенно актуальны: после падения курса рубля некоторые зарегистрированные цены оказались ниже уровня рентабельности, торги срываются из-за нежелания участвовать в них.
По данным Минздрава, сейчас в стране из 608 выпускается 413 международных непатентованных наименований жизненно важных лекарственных средств. В то же время от курса рубля зависят практически все российские фармпроизводители, поскольку они или закупают импортные субстанции и технологии, или развиваются на кредиты, которые часто привлекали в валюте, поясняет Мелик-Гусейнов. Он оценивает рынок жизненно важных лекарств в 450 млрд руб.: 200 млрд – закупки больниц, 100 млрд – федеральные программы, 130 млрд – региональные, 20 млрд – ведомственные закупки.
По словам заместителя генерального директора фармацевтического холдинга Stada CIS Ивана Глушкова, дистрибуторы требуют от производителя возместить расходы на логистику. Он отмечает, что переговоры обычно заканчиваются отказом и дистрибутор не поставляет лекарственное средство компании на тендер. Некоторые заказчики пытаются обходить закон. Так, минздрав Нижегородской области получил в марте предписание Федеральной антимонопольной службы за то, что объединил закупку препаратов и услуг на поставку их в аптеки. Генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро рассказывает, что после писем Минэкономразвития о том, что надбавки не могут включаться в цену, многие заказчики столкнулись с отсутствием заявок на участие в торгах. По словам старшего вице-президента Ipsen по России и СНГ Марины Велдановой, компании просто не участвуют в торгах из-за низкой предельной цены. Порядка 40% конкурсов и аукционов на закупки лекарственных средств отменяется или переносится, а большинство таких государственных закупок – это именно жизненно важные препараты, говорит Мелик-Гусейнов. Он обращает внимание, что проблему необходимо решать как можно скорее – из-за отменяющихся аукционов под угрозой запасы жизненно важных препаратов в регионах.
Чемерисов считает, что расходы на госзакупки жизненно важных препаратов не обязательно увеличатся, так как изменение процедуры привлечет на торги больше участников, вырастет конкуренция, в результате цена (к которой потом будет прибавляться надбавка) может падать ниже уровня, зарегистрированного в реестре. По мнению Мелик-Гусейнова, прогнозировать, как изменятся расходы государства, сложно. Он предупреждает, что покупателей в аптеках изменение правил не затронет, однако рост цен для государства может сократить его покупательные способности и привести к дефициту, а очереди на получение жизненно важных лекарственных средств вырастут.
«Но надо выбрать меньшее из зол – или повысятся цены на лекарства, или их вообще не будет», – говорит эксперт.