AMOMD усомнилась в выполнении договоров на закупку медизделий МЗУ

AMOMD усомнилась в выполнении договоров на закупку медизделий МЗУ

Основание для сомнений – отсутствие консолидированной позиции регулятора. Собственные мнения на этот счет AMOMD изложила в прессрелизе.

Среди прочего в нем указывается, что согласно положениям Налогового кодекса Украины от налогообложения НДС освобождаются операции, совершаемые ГП МЗУ как лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, по ввозу, поставке, безвозмездной поставке (передаче) лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, закупаемых на средства государственного бюджета. Указанная выше норма действовала временно и не была пролонгирована на 2024 год, утратив силу 31.12.2023.

В ассоциацию обратились члены, заключившие с ГП МЗУ договоры о закупке медизделий, поставки которых по данным договорам предусмотрены в течение 2023-2024 годов.

Согласно договорным обязательствам, оплата за продукцию освобождается от налогообложения НДС, поскольку на такую ​​операцию распространяется налоговая льгота. Впрочем, с учетом изменений в системе налогообложения операций, фактически осуществляемых ГП МЗУ как лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, по ввозу, поставке, безвозмездной поставке (передаче) лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, которые закупаются за средства государственного бюджета, с целью решения вопроса по существу и выполнения условий договоров с ГП МЗУ с 1 января 2024 операторами рынка был предложен механизм урегулирования проблемной ситуации.

Так, было инициировано заключение дополнительного соглашения к действующим договорам о закупке по изменению цены договора в связи с изменением условий предоставления льгот по налогообложению и сборов пропорционально изменениям таких льгот по налогообложению, при исключительно той части продукции, которая по договорам должна быть поставлен после 31.12.2023.

С учетом того, что

1) с 01.01.2024 г. истек срок действия режима освобождения от налогообложения НДС операций, предусмотренных пунктами 38 и 381 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса Украины, и начиная с 01.01.2024 подлежат налогообложению НДС в общем порядке операции по ввозу на таможенный / поставки на таможенной территории Украины товаров (лекарственных средств, медицинских изделий), определенных пунктами 38 и 381 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса Украины, которые по 31 декабря 2023 освобождались от налогообложения налогом на добавленную стоимость;

а также принимая во внимание

2) было опубликовано Решение 19.12.2023 № 30-2 и заключение Счетной палаты Украины о результатах аудита эффективности планирования и результативности контроля за полнотой начисления и своевременностью поступлений налога на добавленную стоимость по операциям по поставкам на таможенную территорию Украины и ввозу на таможенную территорию средств и медицинских изделий;

предложенная операторами рынка инициатива преследовала цель не только правомерно распределить налоговую нагрузку вследствие изменений льгот налогообложения НДС между сторонами договоров на закупку, но и существенно уменьшить фискальные риски относительно правоверности начисления налогов в налоговых проверках.

Как свидетельствуют сигналы от членов ассоциации, такая инициатива была проигнорирована со стороны МЗУ. Ответ отсутствует до сих пор.

С целью урегулирования ситуации 30 января 2024 года ГП МЗУ провело рабочую встречу, на которую был приглашен ряд операторов рынка. AMOMD на нее не пригласили.

Известно, что на указанной встрече ГП МЗУ заявило, что у него отсутствуют достаточные единоличные полномочия изменять условия договоров (с учетом изменения в налоговом законодательстве) без соответствующих согласований с профильными министерствами, ведь это потенциально приведет к уменьшению объемов поставки или увеличению цены договора ( с учетом НДС).

Кроме того, в соответствии с письмом ГП МЗУ от 11.01.2024 № 05/165-01/2024 ГП настаивает на выполнении условий договора по поставке продукции без НДС, тем самым, перекладывая фискальную нагрузку и, собственно, ответственность за соблюдение налогового законодательства на плечи поставщика – оператора рынка.

ʼВ свою очередь, такая позиция категорически не может быть поддержана операторами рынка ввиду экономической нецелесообразности и необоснованностиʼ, — резюмирует AMOMD.