Стратегии слияний и поглощений: выкуп в долг и под залог

Автор иллюстрации: Оксана Сотникова
Автор иллюстрации: Оксана Сотникова

Иногда необычные стратегии слияний и поглощений скрывают истинные мотивы таких сделок...

Вызывает беспокойство, когда компания, когда-то известная своими собственными прорывными разработками, вынуждена прибегать к покупке «чужих» кандидатов, пусть даже на финальной стадии развития. Но куда тревожнее, когда она собирает для этих целей деньги, буквально закладывая в ломбарде фамильное серебро.

Стратегии слияний и поглощений: новый тренд демонстрирует Morphosys

Именно такое впечатление сложилось у акционеров Morphosys, довольно болезненно отреагировавших на выкуп Constellation Pharmaceuticals стоимостью 1,7 миллиардов долларов США, финансируемый через еще одну сделку с Royalty Pharma.

Новость о поглощении группы, специализирующейся на онкологических заболеваниях, снизила стоимость акций Morphosys на 16%.

Впрочем, анализ Evaluate Pharma показывает, что эта сделка не так уж и опрометчива. Для заемщика, но не факт, что для кредитора.

Очевидные преимущества новой стратегии слияний и поглощений

Во-первых, при поглощении Morphosys получает по разумной (для оживленного рынка слияний и поглощений) цене довольно-таки перспективные препараты:

  • ингибитор белков BET пелабресиб (CPI-0610) – ведущий кандидат Constellation Pharmaceuticals, который сейчас проверяется в исследовании 3 фазы при миелофиброзе;
  • ингибитор EZH2 CPI-0209, оценивающийся во второй фазе при солидных опухолях и лимфоме;
  • а также в качестве бонуса – несколько программ на доклинической стадии развития.

После завершения сделки по поглощению в силу вступает соглашение с Royalty Pharma, которая в обмен на будущие роялти предоставила Morphosys

  • более 1,4 миллиарда долларов США авансом
  • плюс доступ к фонду развития (350 миллионов долларов США), который открыт для Morphosys в течение года.

Долги придется отдавать

Взамен Royalty Pharma получает львиную долю доходов Morphosys: все ее гонорары за препарат от псориаза Tremfya, разрабатываемый совместно с «дочкой» Johnson & Johnson, долю будущих доходов от трех собственных клинических проектов Morphosys, а также выручку от двух проектов Constellation.

Однако более детальное рассмотрение стоимости этих активов с прогнозированием объемов их продаж позволяет предположить, что кредитор либо погорячился со щедрой ссудой, либо же серьезно верят в потенциал продуктов Morphosys и Constellation.

Подсчеты по сделке Morphosys \Constellation\ Royalty

Продукт Стадия разработки \ показание Чистая приведенная стоимость, приходящаяся на Morphosys* % отчислений Royalty Pharma Всего
Tremfya На рынке; бляшечный псориаз и псориатический артрит $731 млн 100% роялти $731 млн
Отилимаб 3 фаза при ревматоидном артрите; 2 фаза при Covid-19 $82 млн 90%** $74 млн
Гантенерумаб 3 фаза при болезни Альцгеймера $4 млн 60% роялти $2 млн
Пелабресиб /CPI-0610 3 фаза при миелофиброзе $1,548 млн 3% от продаж $46 млн
CPI-0209 ½ фаза при солидных опухолях и диффузная В-крупноклеточная лимфома Неизвестно 3% от продаж $0
Чистая приведенная стоимость, приходящаяся на Royalty Pharma $854 млн
Выплачено Royalty Pharma в качестве ссуды $1,425 млн
*Чистая приведенная стоимость (NPV) – разница между текущей стоимостью денежных поступлений и текущей стоимостью оттока денежных средств за период времени. NPV используется при составлении бюджета капиталовложений и инвестиционном планировании для анализа прибыльности планируемых инвестиций или проектов. **80% роялти и 100% отчислений по этапам направляются Royalty Pharma.

Стратегии слияний и поглощений: инвестиционные риски кредитора

Если прогнозы продавца по этим продуктам верны, то лишь один авансовый платеж от Royalty Pharma больше на 571 млн долларов, чем его потенциальная выручка. Хотя возможно, компания знает больше, чем аналитики. В конце концов, следует учитывать, что активы, все еще находящиеся в процессе исследований и разработок, могут преуспеть за пределами возможностей потенциальных моделей продаж. Хотя это действительно смелая ставка, учитывая, что один из них, антитело гантенерумаб, разрабатывается для лечения болезни Альцгеймера, а в этой области не удалось преуспеть даже компаниям с неограниченными бюджетами.