Мировой фармацевтический рынок в 2014 году: гонка продолжается (часть 2)

В 2014 году продолжилась тенденция к консолидации отрасли. По данным аналитической компании EvaluatePharma, в течение 2014 года было заключено 182 сделки. Их совокупная стоимость составила $212 млрд, что на 14% больше, чем в 2013 году.

Уве Штёр, региональный директор по Северной и Восточной Европе фармацевтической компании Klosterfrau Healthcare Group, «Фармацевт Практик»

Окончание. Начало статьи «Мировой фармацевтический рынок в 2014 году: гонка продолжается» читайте здесь

Как в 2014, так и в начале 2015 года фармацевтическая промышленность оказалась одной из самых активных отраслей мирового хозяйства в области слияний и поглощений. Уже в течение 2015 года были завершены 15 сделок объемом свыше $1 млрд. Это объясняется тем, что в фармацевтической отрасли основное имущество — это не материальные фонды (заводы, оборудование), а интеллектуальная собственность (патенты, регистрация и бренды). Именно такие фонды обладают высокой мобильностью и предоставляют широкие возможности для достижения большой экономии в секторах администрирования, маркетинга и продаж в случае завершения сделок.

Анализируя сделки, можно выделить два основных направления:

1. Консолидация в секторе средних компаний, которые приобретают друг друга.
2. Структурная перестройка в секторе крупных лидеров отрасли, что ведет:

  • к выделению отдельных бизнес-сегментов в отдельные компании (как в области ветеринарии)
  • к точечным проибретениям для усиления данного бизнес-сегмента (например, в области биотехнологии, онкологии или производства вакцин)
  • к слиянию отдельных бизнес-сегментов (безрецептурные препараты).

Иллюстрируем данные выводы конкретными примерами. Недавно завершилась самая большая сделка за последние годы. Ирландская компания Actavis прибрела за $66 млрд американскую компанию Allergan Inc., которая является разработчиком известного препарата Botox. Поражает масштаб данной трансакции. Компанию, по всей видимости, будут формировать под названием Allergan Inc. с совместным оборотом около $23 млрд, что является заявкой на вхождение в первую десятку мировой фармы. Управляющий директор компании Actavis г-н Брент Сондерс охарактеризовал данную сделку следующим образом: «Объединение компании Actavis с Allergan создает своеобразную глобальную фармацевтическую компанию, являющуюся лидером в сфере новой модели бизнеса — Растущая Фарма».

Президент новой компании г-н Сондерс назвал ключевые преимущества новой компании:

  • Лидерство в отдельных сегментах рынка (Allergan Inc.) — офтальмология, неврология, медицинская эстетика, дерматология, пластическая хиругия, урология, гастроэнтерология и женское здоровье
  • Лидерство в области производства и реализации генерических препаратов
  • Присутсвие на основных мировых фармацевтических рынках (более 100) в главных сегментах
  • Большой запас новых разработок в перспективных направлениях
  • Опытный и профессиональный руководящий состав менеджеров.

Безусловно, названные факторы оправдывают правильность и целесообразность данной сделки. О том, станет ли эта трансакция новой моделью бизнеса, у автора статьи имеется свое мнение. По крайней мере, необходимо отметить ряд фактов, которые не были озвучены на разных торжественных мероприятиях по случаю заключения данной сделки.

  • Это вторая крупная сделка, совершенная Actavis в течение одного года (в 2014 году была приобретена также компания Forest Laboratories за $25 млрд). Если добавить к этому приобретение ирландской Warner Chilcott в 2013 г. за $8,5 млрд, то общая внешняя задолженность компании Actavis выросла до $45 млрд.
  • На сегодняшний день задолженность компании превышает в 4 раза показатель оперативного дохода. К 2016 году г-н Сондерс поставил перед собой цель снизить этот показатель 3:1. Для этого в 2016 году новая компания должна будет заработать прибыль в размере $8 млрд.

Рост за счет обширного кредитования инвестиционных банков — новая модель развития отрасли. Поживем, увидим. Мнение автора разделяют и ТОП-менеджеры ведущих фармацевтических компаний, в частности, председатель совета директоров французской компании Sanofi г-н Вайнберг. Он заявил: «Мы считаем, что в современной гонке слияний и поглощений цены на активы слишком высокие. Sanofi сделала выбор в пользу сбалансированной стратегии инновации и диверсификации». Управляющий директор немецкой компании Boehringer Ingelheim г-н Андреас Барнер выражает свой скептицизм следующим образом: «Что действительно важно, это собственное исследование, разработка и органический рост. Рост за счет внешних факторов таит в себе очень много рисков».

Таблица. ТОП-25 слияний и поглощений в фармацевтической промышленности в 2014–2015 гг.

Источник: Handelsblatt, Pharma im Rausch der Fusionen, 10-12.04.2015

Несмотря на скепсис, процесс слияний и поглощений продолжает набирать обороты. Как только американская компания Mylan собралась выкупить ирландскую Perrigo, генерический гигант Teva тут же вышел на рынок с предложением о приобретении Mylan за $40 млрд.

Такую же активность в сфере слияний и поглощений проявляет в этой лиге канадская компания Valeant, которая после крупных приобретений в 2013–2014 гг. и небольшой паузы с выкупом Salix Pharmaceuticals усиливает свои позиции в области гастроэнтерологии. Скорее всего, главным движущим мотивом такой агрессивной политики является желание оказаться потенциальным покупателем, а не объектом приобретения.

Швейцарская компания Novartis и британская GlaxoSmithKline решились на другой подход к решению актуальных проблем: они договорились об обменной сделке. В рамках мультимиллиардной сделки Novartis передала свой ассортимент вакцин (за исключением антигриппозных) компании GlaxoSmithKline, получив взамен онкологические препараты. В дополнение к этому Novartis и GlaxoSmithKline объединили свои безрецептурные активы в новую совместную компанию. Г-н Джо Хименес, управляющий директор компании Novartis, на годовом митинге Европейской Ассоциации производителей средств самолечения высказался следующим образом: «Анализируя, где мы сильны, а где хотелось бы быть сильнее, какие активы мы имеем и какими из них другие компании могли бы пользоваться более эффективно, мы пришли к выводу, что целесообразнее фокусироваться на бизнес-сегментах, где у нас есть глобальный охват и инновационная сила для успеха. После объединения с GSK OTC мы создали компанию с оборотом $10 млрд, с широким ассортиментом и географическим охватом, лидирующими позициями в некоторых товарных категориях».

Совместная компания Novartis и GSK, которая держит 63,5% акций, обладает 19 брендами, имеет оборот более $100 млн и занимает лидирующие позиции по многим товарным категориям на 36 рынках мира.

Есть еще один стратегический прием — целенаправленное приобретение тщательно избранного субъекта в целях достижения лидирующей позиции в определенных сегментах фармацевтического рынка. В качестве примера можно привести немецкий концерн Bayer, который в 2013 году использовал любые, даже небольшие возможности для приобретения компаний (покупка немецкой Steigerwald). В 2014 году компания не уступила крупным игрокам и купила за $14,2 млрд безрецептурный отдел американской компании MSD. Таким образом, немецкий Bayer занял после новой совместной компании Novartis GlaxoSmithKlineBeecham второе место в глобальном масштабе, опередив американскую Johnson&Johnson именно в данном сегменте рынка.

Резюме

Динамика фармацевтического рынка в 2014 году основывалась на введении более широкой базы страховой медицины на фармацевтическом рынке США и на продолжающемся росте на Pharmerging Markets. Именно эти рынки и введение новых дорогостоящих препаратов будут и до 2018 года основными драйверами динамики мирового фармрынка, который и впредь останется одним из самых динамичных.

Определены и продуктовые сегменты, которые будут двигать рынок вперед:

  • альтернативные терапии и препараты для лечения онкологических заболеваний
  • альтернативные терапии и препараты для лечения вирусных и других инфекционных заболеваний
  • альтернативные формы профилактической защиты и вакцинации
  • геномодулирующие схемы лечения
  • лечение орфанных заболеваний
  • ранняя диагностика заболеваний.

Лидеры фармацевтического рынка продолжают приспосабливаться к меняющимся внешним условиям

  • занимают новые рынки
  • усиливают потенциальные рыночные сегменты
  • увеличивают размер бизнеса
  • фокусируются на определенных сегментах рынка
  • выделяют нестратегические направления
  • продают неприбыльные или нестратегические активы.

Общие проблемы, с которыми придется справиться игроками рынка, по существу не сильно изменились. Если речь идет о консолидации в отрасли, то можно выделить две тенденции:

  • Средние компании стремятся к увеличению своего размера, чтобы усложнить возможность покупки их собственного бизнеса.
  • Лидеры фармацевтического рынка фокусируются на сегментах рынка, имеющих высокий потенциал, а также тех, где их позиции наиболее сильны. При этом они осуществляют целевые покупки, обменивают ассортимент целых направлений или даже объединяют сегменты во вновь созданные совместные компании.

Какие общие черты проявляются в процессе слияний и поглощений?

  • Не величина, а быстрота действий и принятия решений, внедрение новых, неординарных идей, динамика развития и агрессивность определяют сейчас хозяйственный успех фармацевтических компаний.
  • Наблюдается тенденция к созданию крупных компаний, действующих в глобальном масштабе и специализирующихся на сегментах рынка с высоким потенциалом.
  • Заканчивается век монополии синтетических блокбастеров крупных транснациональных компаний.
  • Будущее за узкоспециализированными высокотехнологическими, инновационными препаратами, которые разрабатываются в тесном сотрудничестве с научными учреждениями, медицинскими университетами и маленькими стартап-компаниями.
  • Идет процесс фокусирования на сегментах рынка, имеющих высокий потенциал — онкология, производство вакцин, медицинская эстетика, пластическая хирургия, дерматология, гастроэнтерология, нейрология и женское здоровье.
  • Можно увидеть также процесс горизонтальной и вертикальной диверсификации бизнеса и освоения таких секторов, как диагностика, медицинская техника, разработка и производство генериков, безрецептурных препаратов, а также технологий, поддерживающих здоровый образ жизни.

С учетом того факта, что в сегодняшнем мире достаточно капитала, который нуждается в прибыльном вложении, можно смело предположить, что гонка за свободные и привлекательные активы в 2015 г. продолжится.