Ассоциация AMOMD увидела правовой пробел в сфере обращения косметических средств

Ассоциация прокомментировала упразднение выводов СЭС на косметическую продукцию с 1 октября текущего года.

Отраслевая организация напомнила, что с учетом неготовности подзаконной нормативно-правовой базы и введения военного положения в Украину в 2022 году было разработано и принято постановление от 26.07.2022 г. № 833, которым изменялось постановление Кабмина от 20 января 2021 г. № 65 утверждение Технического регламента на косметическую продукцию». Изменения отсрочили вступление в силу Техрегламента до 3 августа 2024 года, а также предусматривали переходный период, который должен был продолжаться до 3 августа 2026: в течение этого времени косметическая продукция может не соответствовать требованиям Техрегламента.

Таким образом, в указанный период косметическая продукция должна вводиться в обращение на основании Вывода государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы (вывод СЭС, гигиенический сертификат, санитарное заключение и т.д.).

Введение в действие закона ʼО системе общественного здоровьяʼ 1.09. 2023 г. отменяет предыдущий закон «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», которым предусмотрено проведение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и выдача выводов СЭС. Также вносятся изменения в некоторые законодательные акты Украины в части исключения заключения государственной санитарно эпидемиологической экспертизы, в том числе из закона «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности».

Закон пока все еще регламентирует вопрос выдачи выводов СЭС, однако с 1 октября из перечня документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности выводы СЭС будут исключены. По мнению AMOMD, здесь возникает правовой пробел, когда, с одной стороны, на косметическую продукцию уже не будут издаваться выводы СЭС, а с другой — они не смогут вводиться в обращение по Техрегламенту, поскольку его не введут в действие до августа 2024 года.

Более года назад AMOMD адресовала свои переживания в связи с принятием законодателями одиозной редакции Закона Украины «О системе общественного здоровья», в т.ч. и по поводу потенциального правового пробела на рынке косметической продукции, угрожающей коллапсом, если правительство не предложит до 01.10.2023 решения ситуации.

Ассоциация получила от Минздрава официальный ответ-разъяснение, где указано, что такая ситуация обусловлена ​​тем, что даты принятия законодательных актов при разработке проекта постановления «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 20 января 2021 г. № 65» было невозможно предусмотреть дату вступления в силу закона «О системе общественного здоровья». Вместе с тем Минздрав подчеркнул, что в Украине все еще не утратил силу Закон Украины «Об общей безопасности непродовольственной продукции», устанавливающий правовые и организационные основы введения в обращение непродовольственной продукции. В соответствии с 1 ч. 2 ст. его действие распространяется на всю продукцию, в отношении которой техническими регламентами не установлены специальные требования по ее безопасности, за исключением видов продукции, указанных в части третьей настоящей статьи.

Таким образом, введение в обращение косметической продукции должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона Украины «Об общей безопасности непродовольственной продукции» — введение в действие Технического регламента на косметическую продукцию (до 3.08.2024) и с даты утраты действия Закона Украины «Об общей безопасности непродовольственной продукции» (с 1 октября 2023 г.).

Согласно закону, производители обязаны вводить в обращение только безопасную продукцию. Продукция считается безопасной, если она отвечает требованиям обеспечения безопасности продукции, установленным законодательством, а в случае отсутствия таких требований соответствующая продукция считается безопасной, если орган государственного рыночного надзора не докажет обратное. Вместе с тем доказательством безопасности продукции является ее соответствие национальным стандартам, гармонизированным с соответствующими европейскими стандартами.

Список таких гармонизированных государственных стандартов формируется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере стандартизации. Этот перечень по состоянию на 1 января ежегодно обнародуется путем его опубликования в печатном медиа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере стандартизации (в случае его отсутствия — в печатном медиа, определенном этим органом) и путем размещения на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере стандартизации.

Распоряжением Кабмина от 26.11.2014 № 1163-р определено, что функции национального органа стандартизации выполняет государственное предприятие «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» (ГП УкрНИНЦ).

На сегодня действует Перечень национальных стандартов, гармонизированных с соответствующими европейскими стандартами, и является доказательством безопасности непродовольственной продукции, утвержденный приказом Минэкономразвития 22.02.2018 № 241, а также приказом 22.01.2021 № 119 с изменениями и дополнениями2. 2023 № 2862.

Так, этот Перечень (утвержденный приказом 22.01.2021 № 119) сформирован на основе Решения по имплементации Комиссии (ЕС) 2019/1698 от 09.10.2019 по гармонизированным стандартам в рамках выполнения Директивы 2001/95/ЕС0. об общей безопасности продукции, опубликованной в «Официальном вестнике Европейского Союза» OJ L 259/65 10.10.2019.

Настоящий Перечень применяется вместе с Перечнем национальных стандартов, гармонизированный с соответствующими европейскими стандартами и являющийся доказательством безопасности непродовольственной продукции, утвержденным приказом Минэкономразвития от 22.02.2018 N 241, который сформирован на основе перечня гармонизированных европейских стандартов, опубликованного в «О0 С 267/03 от 11.08.2017.

В случае отсутствия требований по обеспечению безопасности продукции, определенных частью первой настоящей статьи, или при отсутствии или неприменении национальных стандартов, орган государственного рыночного надзора при доказательстве того, что продукция опасна, может учитывать в такой последовательности:

  1. национальные стандарты других государств по обеспечению безопасности продукции, гармонизированные с соответствующими европейскими и международными стандартами;
  2. региональные стандарты обеспечения безопасности продукции в соответствии с международными договорами Украины;
  3. стандарты Украины по обеспечению безопасности продукции, кроме определенных частью третьей настоящей статьи;
  4. кодексы установившейся практики по обеспечению безопасности продукции в соответствующих отраслях;
  5. достижение науки и техники в сфере безопасности продукции;
  6. ожидания потребителей (пользователей) относительно безопасности продукции при обычных или обоснованно предполагаемых условиях ее использования (в том числе срока службы и при необходимости ввода в эксплуатацию требований по установке и техническому обслуживанию).

Обязанности производителей и распространителей четко регламентированы статьями 8-9 требований Закона Украины «Об общей безопасности непродовольственной продукции».

Государственный рыночный надзор за соблюдением производителями и распространителями продукции общего требования по безопасности продукции обеспечивается путем осуществления государственного рыночного надзора, а также государственного контроля продукции при ее ввозе на таможенную территорию Украины.

С 1.09.2023 по 3.08.2024 рыночный надзор за косметической продукцией будет осуществлять Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Гослекслужба будет делать это только с момента вступления в силу Техрегламента в соответствии с Секторальным планом, который должен быть утвержден до конца ноября 2023 года.

Организация и порядок осуществления государственного рыночного надзора, а также государственного контроля при ввозе продукции на таможенную территорию Украины определяются Законом Украины ʼО государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукцииʼ и Таможенным кодексом Украины.

Что касается дальнейшей гармонизации законодательства о государственной санитарно-эпидемиологической экспертизе, следует также отметить, что 26 сентября Минздрав опубликовал для общественного обсуждения проект приказа «О признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения Украины от 09 октября 2000 года № 247». которым утвержден Временный порядок проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы.