«У них не было даже аспирина»: американский врач рассказала, как спасала украинцев, бегущих от войны

Доктор Лора Букавина
Доктор Лора Букавина

«Тут нельзя долго размышлять», — вздыхает доктор Лора Букавина, научный сотрудник онкологического урологического отделения онкологического центра Fox Chase в Филадельфии. Буквально только что она вернулась домой из городка, расположенного на границе Польши и Украины.

24 февраля – в первую же ночь, когда российские войска вторглись в Украину – MD, MPH Лора Букавина (Laura Bukavina), получившая в январе награду ASCO Genitourinary Conquer Cancer Merit Award за исследование в области рака мочевого пузыря, решила оставить своих трех маленьких сыновей с бабушкой и отправилась в зону боевых действий.

Семья в Украине

«Я чувствовала себя беспомощной. Я просто не могла сосредоточиться, я не могла перестать думать о своей семье в Украине и о других бегущих от войны людях. Я сказала своему мужу: давай просто пойдем и посмотрим, где больше всего нужна наша помощь», — рассказала она в интервью Medscape Medical News.

Два дня спустя 37-летняя Букавина, ее муж-украинец Павел Карпин и ее брат Антоний Фульмес высадились в Польше, даже не имея четкого плана. Но три человека с шестью сумками, набитыми лекарствами, были готовы действовать.

Сначала они направились в Жешув, расположенный примерно в 90 км от границы с Украиной, надеясь, что военные на базе США и НАТО направят их в верном направлении. «Мы просто постучали в дверь и объяснили, кто мы такие. Они сказали: идите к границе. И мы пошли».

Объездив несколько из восьми пограничных переходов между Украиной и Польшей, они решили, что в Медыка (Medyka), расположенном примерно в 80 км к западу от Львова, нуждаются в их помощи больше всех.

«Первые несколько дней я была там единственным врачом», — вспоминает Букавина.

Ситуация на границе

Нужно сказать, что сумки и чемоданы с лекарствами им еще как понадобились! Букавина встревожилась не на шутку, когда волонтеры вручили ей картонную коробку, в которой были лишь несколько бинтов и фитопрепараты.

«У них даже не было аспирина, а у одного из первых пациентов, которого я осматривала, была стенокардия. Поэтому мы позвонили в ближайшую аптеку и сказали, что нам нужны нитроглицерин, аспирин, инсулин, антигипертензивные препараты, ибупрофен — все самое необходимое — и я осталась на всю ночь, пытаясь лечить людей, как могла».

Букавина провела в Медыке две недели, обслуживая в каждую ночную смену от 50 до 100 пациентов. По ее оценкам, через все восемь пограничных переходов границу пересекало от 250 до 1 000 беженцев, и все они были измотаны дорогой, а многие получили травмы.

В то время как предпочтение при транспортировке отдавалось женщинам и детям, многие молодые беженцы, в том числе иностранные студенты-медики, целыми днями шли пешком при минусовой температуре.

«Их ноги просто были сбиты в кровь», — вспоминает она, перечисляя мышечные спазмы, воспаления, переохлаждение, обезвоживание, делирий, все то, свидетелем чего ей пришлось стать. Моральный ущерб был огромным: душевные травмы проявлялись в виде панических атак как у маленьких детей, так и у взрослых, поэтому бензодиазепины и другие седативные средства вошли в число ее основных фармацевтических потребностей.

Помимо изнуренных дорогой, Букавина также оказала помощь многим послеоперационным больным, преждевременно выписанным из больниц, работавших в опасных регионах.

«Мы видели много женщин, перенесших операции по поводу гинекологических злокачественных новообразований, у которых все еще были свежие раны и скобы», — вспоминает врач. Многим требовалась обработка ран и морфин для купирования боли.

Некоторым нужно было возобновить курс химиотерапии, и это удалось реализовать при помощи добровольцев, которые смогли найти необходимые препараты и медуслуги либо Польше, либо в других близлежащих странах.

Букавина также вспоминает, что некоторые педиатрические пациенты отправлялись автобусом из украинских больниц в польские напрямую.

Спасатели без границ

После нескольких дней самостоятельной работы семье Букавиной нашлась, наконец, подмога: в пограничный пункт прибыла медицинская помощь в виде акушерки-добровольца и бригады врачей и медсестер из организации «Sauveteurs sans Frontières» (SSF), также известной как «Спасатели без границ». По ее словам, SSF хорошо зарекомендовала себя в Медыке.

Иностранные врачи, желающие стать волонтерами, должны связаться с Sauveteurs sans Frontières или с Samaritanʼs Purse.

Вторая организация открыла полевой госпиталь на украинской стороне границы. Кроме того, собирает средства на медикаменты, жилье и другие нужды украинцев, бегущих от войны, страница GoFundMe, которую она создала от имени «Ассоциации Майдана Кливленда» (Cleveland Maidan Association).

Вернувшись в Филадельфию, Букавина советует будущим врачам-добровольцам не задумываться над подобной миссией.

«Это выполнимо. Но я считаю, что как только вы начинаете слишком много размышлять, это становится нереальным — вы начинаете думать о работе и детях. Но если вы просто уезжаете, это такой исцеляющий опыт, он действительно переносит вас в другой мир, где вы можете перезагрузить свои приоритеты».