Бесплодие после вакцинации против COVID-19: достаточно ли аргументов для опровержения?

Бесплодие после вакцинации против COVID-19: достаточно ли аргументов для опровержения? /pexels

Сообщения о том, что вакцины против COVID-19 могут иметь определенное влияние на репродуктивную функцию организма, не могли остаться незамеченными. Но действительно ли речь шла именно об этом?

И сам вирус SARS-CoV-2, и заболевания COVID-19, которое он вызывает, до сих пор таят в себе немало «сюрпризов». Поэтому стоит ли удивляться, что и вакцины, которые сегодня используют для профилактики COVID-19, имеют небольшой массив данных относительно возможных воздействий на организм человека. Зато их изучения беспрецедентно активно продолжается, вопрос в том, как трактовать выявленные факты, и какой резонанс они будут иметь.

В частности, когда появились сведения о том, что мРНК вакцины стимулируют образование в организме специфического для SARS-CoV-2 белка-шипа, подобного гликопротеину синцитину-1, появились и опасения, что такие вакцины могут стать причиной бесплодия. Ведь известно, что именно этот белок является важным компонентом плаценты – благодаря гликопротеину синцитину-1 плацента прикрепляется к стенкам матки, поэтому, если, мол, вакцина заставляет организм вырабатывать антитела против синцитина-1, это заставит организм атаковать и белок плаценты, способствуя бесплодию.

Аргументы, которые опровергают «теорию бесплодия», вызываемого вакцинами

Ученые успокоили: «небольшие части белка-шипа коронавируса и синцитина-1 похожи, но в столь незначительной степени, что не стоит ожидать каких-то негативных последствий», – объяснили эксперты из Университета Рединга (Великобритания). Чтобы подчеркнуть факт скудности сходства, ученые сравнили его с таким, когда два номера телефона похожи только одной цифрой.

Этот вывод поддержали и врачи акушеры-гинекологи, которые присоединились к изучению гипотезы о возможных рисках бесплодия после использования мРНК-вакцин.

Данные исследований вакцины Pfizer на людях также не подтверждают эту теорию. В частности, в исследовании Pfizer на 37 000 добровольцев, женщинам, прежде чем допустить к участию в экперименте, предлагали пройти тест на беременность. Беременные не могли принимать участие в исследовании.

Но за время, пока оно шло, 23 женщины забеременели, вероятно, случайно. Двенадцать из них оказались в группе, получивших вакцину, и 11 – в группе плацебо. За ними продолжали наблюдать в рамках исследования.

Пол Оффит, один из советников FDA, заявил по поводу теории бесплодия после вакцинации, что: «..если бы теория бесплодия была верной, можно было бы ожидать, что организм вырабатывал бы антитела и против природной инфекции. Это отразилось бы на статистике фертильности. Но это не так. Нет никаких доказательств того, что эта пандемия изменила структуру фертильности».

Логика понятна: «Если естественная инфекция не влияет на фертильность, почему вакцина должна это делать?».

При этом эксперт признает, что действительно пока нет всех необходимых данных о долгосрочной безопасности вакцин. Их настойчиво собирают прямо сейчас, когда продолжается вакцинальная кампания в мире, и об этом сообщает CDC.

По словам Оффита, пока основная проблема после вакцинации – тяжелая аллергическая реакция, которая, к счастью, возникает очень редко – примерно в 11 человек на каждый миллион вакцинированных. К тому же люди обычно испытывают ее, когда еще находятся под наблюдением медицинских работников. И эта реакция, отмечает врач, хотя и серьезная, поддается лечению.

После введения вакцины человек также может чувствовать себя довольно вялым. Ощущение слабости и даже лихорадка могут сохраняться после прививки 12 часов и дольше, но это не побочный эффект препарата, а защита организма от вируса.

Мнение врача-репродуктолога

Мы решили узнать мнение украинских специалистов, в частности, поговорить с экспертом, который посвятил большую часть своей жизни и профессиональной деятельности развитию украинской репродуктологии.

Итак, что скажет врач-генетик, директор Клиники репродуктивной медицины «Надія», вице-президент Украинской ассоциации репродуктивной медицины Валерий ЗУКИН.

– Вакцины против COVID-19 и их влияние на репродукцию человека изучаются сейчас во всем мире. Украинские врачи также принимают участие в фармакологическом надзоре, то есть непосредственно при использовании вакцин, регистрируют и передают в Государственный экспертный центр МЗ Украины информацию о побочных реакциях на вакцины и тому подобное. Такие сообщения можуть передавать и медицинские работники, и пациенты. В этом заинтересованы все, а производители – в первую очередь. Ведь эти препараты относительно новые, разрабатывались в рекордно короткие сроки, поэтому их продолжают исследовать. Но сейчас достоверных данных о влиянии вакцин против COVID-19 на репродуктивную функцию человека нет. Так же, как не существует подтвержденных данных о влиянии самого вируса на фертильность.

В программах ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий) есть люди, которые переболели, получили вакцину, но бесплодия у них диагностировали ранее и никак не связано с вирусом, перенесенным заболеванием или вакцинами. Другое дело, когда человек уже проходит лечение по поводу бесплодия, и у нее оказывается положительный тест на COVID-19, то дальнейшее лечение откладывают на время после выздоровления. Но это связано с требованиями эпидемиологической безопасности.

Для того чтобы не приходилось прерывать начатую программу ВРТ из-за заболеваний и уменьшения других рисков для здоровья, ведь предсказать в какой форме – легкой или тяжелой – будет протекать ковид у каждого конкретного пациента сложно, мы советуем женщинам вакцинироваться. Другой возможности защитить себя и окружающих не существует. Беременным мы также советуем сделать прививку.

Данных о том, какую именно вакцину выбрать женщинам, планирующим беременность, беременным или супругам, проходящим курс лечения от бесплодия, сегодня не существует. Хотя есть рекомендации использовать для беременных мРНК-вакцины – Comirnaty/Pfizer-BioNTech и Moderna.

Валерий ЗУКИН

Итак, нет никаких подтверждений негативного воздействия вакцин против COVID-19 на репродукцию человека, а влияние самого вируса Sars-CoV-2 и заболевания, которое он вызывает, на фертильность слишком преувеличены.