Министр здравоохранения Грузии о реалиях страховой медицины в стране

Первый этап всеобщего здравоохранения граждан Грузии подходит к концу. С февраля в государственную страховую программу включились до двух миллионов человек. О реалиях страховой медицины в стране рассказал министр  здравоохранения Давид Сергеенко. 

Первый этап всеобщего здравоохранения граждан Грузии подходит к концу. С февраля в государственную страховую программу включились до двух миллионов человек. О реалиях страховой медицины в стране рассказал министр здравоохранения Давид Сергеенко.

Как вы оцениваете текущий проект? Как справилось Агентство социальной услуги с администрированием программы?

По всем индикаторам, которые мы вложили с целью мониторинга, этот проект проходит успешно, и первым делом для пациентов. Около 50 тысячи пациентов получили неотложную стационарную и амбулаторную помощь. Миллион триста тысячи пациентов зарегистрировались в объектах первичного здравоохранения. То, что зарегистрировались, в данном случае не означает, что получили сервис. По средней статистике сервисы первичного здравоохранения получили до двухсот тысячи пациентов. Известно, что первый этап включал только консультацию семейного врача и управление неотложных положений. В контексте администрирования на первом этапе основные сложности проявились с точки зрения загрузки и обмена информации, однако данные пробелы были своевременно исправлены.

Очень хорошо поработала служба контроля качества и управления убытков. Позиция самих медицинских учреждений к этому проекту положительная. Абсолютное большинство пациентов, кому этот сервис понадобился, выражает большое удовольствие, однако, в общем, ожидания общественности всегда превышают реальность. Ожидания высокие и эти ожидания, по большей мере, мы оправдаем после того, как в июле вступит в силу расширенный проект. В конечном итоге данный проект успешный.

С июля минимальный страховой пакет сменит базовый, какого вида услуги войдут в новый пакет?

Во всеобщем здравоохранении будут осуществлены несколько изменений, и каждый из них будет направлен на эскалацию, расширение и улучшение. Данная программа пока не представлена, как официальный документ, поскольку эта работа, как и проект 28 февраля, интенсивно осуществляется, и каждый день, и каждый час уточняется.

Что увеличится и что изменится первого июля? Если в амбулаторной части были только визит к семейному врачу и три анализа, сейчас этот сервис станет более многообразным, и добавятся визиты к врачам специалистам (кардиолог, невролог, гинеколог).

К трем базовым анализам добавятся такие большие пакеты, как: обследование щитовидной железы, обследование функций печени, холестерин, липидные спектры и т.д. Эти данности тоже расширяются в амбулаторной части. Что касается стационарной части, по положению на сегодня осмысливалось только управление неотложных ситуаций, прописанных в позитивном списке. С 1 июля модель изменится, и будет финансироваться любое плановое вмешательство, кроме тех случаев, которые будут прописаны в негативном списке. Негативный список будет таким же, как он входит в существующий страховой пакет, и будет учитывать очень большой спектр планового обслуживания.

Как новый страховой пакет будет финансировать роды?

Новый страховой пакет финансирует роды на 100%, то есть без софинансирования. Логика ценообразования такая же, как в предыдущем проекте. Учреждения передали нам свои цены, мы их статистически обработали и установлена реальная цена. В разных учреждениях разные цены, это зависит от бизнес-плана, политики зарплаты, непрямых расходов. Мы берем реальный предел, который можно осуществить и который дает возможность, чтобы учреждения работали. Если у кого-то будет желание воспользоваться сервисом личного врача в более дорогостоящей клинике и т.д., то доплатит сумму. То сеть государственная страховка профинансирует роды, кесарево сечение, мониторинг беременности и управление осложненных родов.

Как Вы полагаете, медицинская инфраструктура в Грузии готова обеспечить плановыми сервисами до 4 миллионов застрахованных граждан?

Мы еще в феврале завершили оценку медицинской инфраструктуры. У нас была эта информация еще до начала первого проекта. Знаем ресурсы любого медицинского учреждения. По нашей оценке это не должно вызвать какого-нибудь безвыходного положения, ресурсов должно быть достаточно для обеспечения плановых сервисов.

Если по существующим страховым пакетам проведение хирургических операций активизировалось от 4 до 6 месяцев после обращения, мы сократили эти сроки и застрахованному гражданину операция будет проведена не более чем в течение двух месяцев после обращения. За эти два месяца заявки будут индивидуально рассмотрены. Первым делом будут удовлетворены те, кто больше всего нуждается в этом, и будет учитываться пропускная способность медицинских учреждений. Еще одно новшество: во время плановых случаев тоже мы даем пациенту возможность свободного выбора. Допустим, необходима конкретная операция. Мы ознакомим с расценками, дадим право свободного выбора, и он сам выберет медицинское учреждение. Здесь же должен отметить, что большинство медицинских учреждений желает принять участие в программе.

По структуре общих затрат здравоохранения наиболее растущая и неестественно большая доля приходится на фармацевтическую продукцию. Покроет ли базовый пакет компонент лекарства?

В расширении от 1 июля социально необеспеченным и пенсионерам будет финансироваться то, что финансировалось действующим доныне пакетом. Касательно граждан, застрахованных до 28 февраля, на данном этапе их обеспечение медикаментами не удается по нескольким причинам.

Если внести медикаменты в страховой пакет, по законам рынка цены на лекарства механически возрастут от 60% до 80%. Мы и сейчас работаем, эксперт Всемирного банка и сейчас находится в Грузии, мы его пригласили именно за тем, чтобы завершить работу над стратегическим планом в этом направлении. Полагаю, что на это не должно потребоваться много времени и очередной пересмотр данного проекта планируется осенью. По моим оптимистическим расчетам мы сможем сократить 60%-ные расходы, а после этого сможем внести медикаменты в страховой пакет.

Как Вы намереваетесь сокращать расходы, оказанные на медикаменты?

Могу сказать вам это на уровне концепции, поскольку работа над документом пока еще не завершена. Высокие затраты на лекарства вызывают два фактора: собственно высокая цена лекарства и практика выписки ненужных медикаментов. Что касается высокой цены лекарства, здесь необходимо содействие конкретной среды, являющейся сильнейшим инструментом.

Наряду с этим у нас есть план, который сейчас на этапе разработки и на данном этапе могу поделиться только названием: "Углубление института государственного и частного партнерства". Это сотрудничество осмысливается как в социальном направлении, так и в направлении здравоохранения. Это во всех странах является сильнейшим оружием для разрешения подобных задач. Мы призваны содействовать местному производству во всем, в том числе в медикаментах. Для того чтобы мы сделали это эффективно, следует иметь эффективную систему контроля качества лекарства, который сейчас частично работает, и не является международного стандарта.

Между тем создание такой эффективной системы тоже не является далекой перспективой.

Как только мы обеспечим контроль качества лекарства, реальную конкуренцию на фармакологическом рынке, и учредим институт государственного и частного партнерства, общественность увидит насколько будут эффектными эти методы для урегулирования данного вопроса.

Как Вы планируете искоренить практику назначения ненужных медикаментов?

Из главных концепций современной медицины одним из важных является метод расходоэффектного лечения. Расходоэффективное не означает дешевое лечение. Это хорошее соотношение цены и качества. Например, если можно вылечить двумя медикаментами, не следует выписывать дополнительные лекарства. Часто встречаются случаи, когда врачи заинтересованы выписывать разные медикаменты. Я бы назвал это коррупционной сделкой, это первым делом является незнанием основанных на современные доказательства международных протоколов. Главный мотив протоколов как раз затратоэффективное лечение и это будет сильнейшим инструментом.

Планируете ли восстановить систему выдачи рецептов?

Согласно нашему предварительному анализу и стратегии, необходимо восстановить систему рецептов. Это не только инструмент контроля, у нее много других положительных сторон. Мы хотим ввести оптимальную модель. Самое жесткое регулирование, когда все продается по рецепту, кроме болеутоляющих и поливитаминных препаратов. Мы думаем идти шаг за шагом и внедрить рецепт по лотам. Например, на медикаменты сердечнососудистых заболеваний и антибиотики. Кроме того, существующая система рецептов, регулирующая выдачу наркотических и психотропных средств, нуждается в строгом администрировании. Часто бывают случаи, когда их выдают без рецепта, поскольку санкции не достаточно жесткие.

350-400 тысячи человек пользуются корпоративной страховкой. Будет ли продолжена корпоративная страховка?

Страховая индустрия, по нашей стратегии, непременно должна оставаться на медицинском рынке. У нас есть коммуникация с ними, однако в некоторых случаях они выражают недовольство в связи с тем, что коммуникация недостаточная, с чем мы не можем согласиться.

Пока корпоративная страховка остается в силе. Государство в ближайшем будущем застрахует всех без исключения граждан, чтобы они были обеспечены базовыми медицинскими услугами. За пределами этих базовых услуг остается достаточно большое поле, чтобы частные страховые компании перестроились и предложили соответствующее обслуживание.

Уточняю: если до сих пор человек покупал корпоративную страховку за 50 лари, из них в среднем сервисы на 30 лари обеспечит государство. Следовательно, и у частных страховых компаний будет возможность продавать страховые продукты.

Частные страховые компании жалуются, что после октябрьских выборов Минздрав отказался от осуществления второго этапа госпитального развития и остановил все частные инвестиционные проекты…

Обязательства, которые были взяты, непременно должны быть выполнены. Мы не обращались к страховым компаниям с требованием о приостановлении ни одного проекта. Все проекты в силе. Понимаю ту осторожность, которую проявляют страховые компании. Я не раз говорил им, что эти проекты должны быть завершены к сентябрю. Если это так не произойдет, и они обоснуют, почему проект не осуществлен своевременно, а причины у них будут объективные, на них не возложат штрафные санкции и дадут дополнительное время для осуществления проекта.