Европейская прокуратура тщательно изучит отношения Урсулы фон дер Ляйен с генеральным директором Pfizer Альбертом Бурлой.
Европейская пресса окрестила это дело, объединяющее массив различных юридических, политических и финансовых аспектов, «Файзергейтом» — Pfizergate.
Следователи Европейской прокуратуры приняли от бельгийских коллег расследование предполагаемого уголовного правонарушения, совершенного при заключении соглашения между американским фармгигантом и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
В юридических документах, с которыми ознакомились журналисты издания POLITICO, говорится о «вмешательстве в государственные функции, уничтожении SMS, коррупции и конфликте интересов» со стороны председателя Еврокомиссии – все эти правонарушения могли быть совершены в 2021 году в рамках заключения дорогостоящего контракта с Pfizer.
Как пишет POLITICO, огромное количество закупленных у Pfizer ковидных вакцин вызвало удивление. Так, издание сообщало, что ненужные дозы можно оценить как минимум на 4 миллиарда евро. Контракт с Pfizer с тех пор пересмотрели.
Издание отмечает, что сейчас потенциальные уголовные правонарушения только расследуются и обвинения по этому делу еще никому не предъявлены.
Запуск расследования
В самом начале волну подняло издание The New York Times, официальным запросом на доступ к документам потребовавшееся раскрыть содержание переписки. Ему отказали. Фон дер Ляен избегала ответов на вопросы об отношениях с Pfizer. ЕК до сих пор отказывается раскрывать содержание текстовых сообщений или даже подтвердить их существование.
Ну а бельгийское расследование, описанное POLITICO, было открыто судом в Льеже. Его инициировала жалоба, поданная местным лоббистом Фредериком Балданом 5 апреля 2023 года. Жалоба Балдана основывалась на обмене текстовыми сообщениями между фон дер Ляйен и боссом Pfizer Альбертом Бурлой – стороны активно переписывались накануне заключения соглашения о закупке гигантского количества ководных вакцин.
По этому делу Балдана представляет тот же адвокат, который представляет французскую вакциноскептическую группу Bon Sens. Последняя выдвинула свои правовые претензии в связи с Pfizergate. Позже к иску Балдена присоединились правительства Венгрии и Польши, хотя после победы Туска поляки запустили процесс отзыва жалобы.
Интересно, что Pfizer также подала в суд на Венгрию и Польшу — из-за отсутствия платежей за вакцины в последствии после прекращения поставок, ссылаясь на избыток предложения и финансовое напряжение, вызванное войной в Украине.