Финансирование закупок МЗУ увеличилось почти на треть – что изменится для больниц и пациентов

Редактор ThePharmaMedia, журналист

Олег Клец, генеральный директор Медицинских закупок Украины. Фото из собственного архива

С каждым годом государство увеличивает финансирование централизованных закупок лекарств и медоборудования, даже несмотря на войну. Законодательные изменения способствуют расширению возможностей в этом направлении. Что будет дополнительно закуплено в этом году, когда будут первые поставки по новому бюджету, коснутся ли работы МЗУ последних изменений законодательства, – рассказал генеральный директор Медицинских закупок Украины Олег Клец.

Государство закупит больше лекарств

Все очень динамично меняется, поэтому нужно быстро реагировать на вызовы, дособирать потребности больниц, обеспечить ритмичные поставки товаров и т.д., чтобы пациенты были вовремя обеспечены необходимыми лекарствами и медизделиями. Работа МЗУ никогда не останавливается, потому что от нее зависит жизнь и здоровье миллионов украинцев

Сколько средств выделило государство на централизованные закупки в 2025 году, выросла ли эта сумма по сравнению с прошлым годом и сможет ли МЗУ за счет этого закупать больше?

В 2025 году финансирование закупок лекарств и медизделий увеличилось почти на 30% и составляет около 11 миллиардов гривен. В то же время Правительство расширило перечень лекарств и медизделий, которые мы будем централизованно закупать в этом году. Речь идет о препаратах для заместительной поддерживающей терапии, тест-системах для диагностики ВИЧ-инфекции и туберкулеза, а также вакцине для профилактики туберкулеза. По направлению сердечно-сосудистых заболеваний также добавились две новые позиции: стент-системы для имплантации при аневризме грудной и брюшной аорт.

Также увеличено количество учреждений, кому мы будем доставлять лекарственные средства – к этому перечню добавились учреждения Национальной академии медицинских наук Украины, Национальной академии наук Украины и Государственного управления делами. То есть если говорить глобально – МЗУ смогут приобрести больше лекарств по сравнению с прошлым годом. Однако отмечу, что этих средств недостаточно для покрытия 100% потребности всех пациентов, которая измеряется даже не дополнительными миллионами гривен, а миллиардами.

Тогда изменились ли приоритеты закупок?

У нас нет приоритетных направлений, поскольку любое направление закупок, которое доводят до нас, важно. В первую очередь мы берем в работу то, по которому в больницах наименьшее количество остатков лекарств. Их мы отслеживаем в каждом регионе с помощью нашей информационно-аналитической системы, где видим динамику потребления различных препаратов. Соответственно можем заранее реагировать, рассчитывая, в каком количестве и когда нужно закупить.

В этом году МЗУ объявили первые тендеры в апреле. Успеете ли закупить все необходимое в течение года и доставить в больницы?

Да, конечно. Но я уточню: первые тендеры мы объявили в середине марта. Это не означает, что три предыдущих месяца МЗУ ничего не делали.

Объявление закупок – это вершина айсберга нашей деятельности, логический завершающий этап. До объявления тендера мы изучаем изменения в методологии расчета потребности в лекарствах и медизделиях, собираем и верифицируем эту потребность, обновляем медико-технические требования к предметам закупок, проводим рыночные консультации с поставщиками и т.д.

Таким образом, объявляем торги, как только получаем приказы от Минздрава Украины с количествами к закупке и после проведения рыночных консультаций. В то же время во избежание прерывания лечения пациентов МЗУ имеют право проводить срочные закупки даже до получения приказа от профильного министерства, но по согласованию. Законодательство это позволяет: что мы и сделали в размере 20% прошлогодней потребности по определенным направлениям. Их мы выбрали не случайно: проанализировали остатки лекарств и медизделий в регионах и определили позиции, по которым могут возникнуть перерывы в снабжении.

В частности, на 28 апреля мы уже приобрели 126 позиций препаратов и медизделий на общую сумму 1,28 млрд грн. Среди них:

  • 63 позиции препаратов для лечения онкологических заболеваний — на 886 млн грн;
  • 3 позиции вакцин — на 207 млн грн;
  • 7 позиций для лечения сердечно-сосудистых заболеваний — на 123 млн грн.

Кроме того, с целью предотвращения дефицита лекарств и обеспечения непрерывного лечения пациентов в период до мая-июня дополнительно было закуплено 20% объемов прошлогодней потребности: 75 позиций на сумму 111 млн грн. К ним относятся:

Также следует добавить, что по некоторым направлениям МЗУ не собирают потребности: она рассчитывается на централизованном уровне, как, например, было с вакцинами, количество по которым было доведено до нас в марте – и мы сразу начали процедуру закупки. На сегодняшний день все они законтрактованы.

То есть, МЗУ со своей стороны делают все возможное для того, чтобы вовремя обеспечить пациентов необходимыми препаратами и избежать перерывов в их лечении.

Каких изменений ожидать в работе МЗУ

В настоящее время государство сосредоточило особое внимание на ценах на лекарства и их снижении. Коснется ли это каким-то образом работы МЗУ?

Если проанализировать цены, по которым МЗУ осуществляют закупки, они обычно ниже рыночных: это связано с большим объемом наших заказов, высокой конкуренцией и т.д.

Нынешние изменения по ценам на лекарства никак не повлияли на нашу деятельность. Ведь МЗУ выведены из-под регулирования ценообразования – это отмечено в правительственном постановлении №168.

Впрочем, были определенные законодательные изменения, коснувшиеся нашей деятельности. В первую очередь следует упомянуть о введении процедуры параллельного импорта лекарственных средств при осуществлении публичных закупок в Украине. Сейчас мы изучаем этот вопрос и внесем изменения в тендерную документацию, договоры и т.п. – на выполнение этой нормы законодательства.

Еще одно важное для нас новшество – в прошлом году ратифицировано Рамочное соглашение о специальных механизмах реализации финансирования ЕС для Украины согласно инструменту Ukraine Facility. Это, прежде всего, будет касаться закупок медоборудования – согласно соглашению, если оно будет из определенных стран, ЕС профинансирует такие закупки. Если оно не соответствует условиям ратифицированного соглашения, компенсации за такой тип оборудования не будет. Поэтому это предполагает существенные изменения в объявлении торгов и реализации договоров на закупки медоборудования с учетом требований настоящего Рамочного соглашения.

Также в связи с отменой Хозяйственного кодекса Украины в 2025 году МЗУ пересмотрят действующие проекты договоров и внесут соответствующие изменения.

Еще важно – перед любой закупкой лекарств необходимо будет осуществить соответствующую квалификацию поставщиков согласно лицензионным условиям осуществления деятельности по производству, оптовой и розничной торговле, а также импорту лекарств. Для этого мы разработали квалификационную анкету поставщика. Мы точно должны быть убеждены в том, что все участники цепочки снабжения лекарственными средствами (от производителя до конечного потребителя) являются лицензированными и отвечают надлежащим условиям качества.

Закупки по ДУД расширяют формат

Анонсировано принятие законов, которые позволят закупать инновационные лекарства по ДУД по принципу смешанного финансирования. Как это должно происходить?

Так, речь идет о законопроектах №13134 и №13135, к разработке и рассмотрению которых были приобщены и МЗУ. Что они изменят? Они позволят использовать инструмент договоров управляемого доступа (ДУД) для закупки инновационных лекарств по принципу смешанного финансирования – не только за средства государственного бюджета, но и за средства государственных и коммунальных медучреждений, местных бюджетов, предназначенных для здравоохранения.

Потому что сейчас такие закупки проходят следующим образом: мы проводим переговорную процедуру для заключения ДУД исключительно по заказам в масштабах государства. Однако оно, к сожалению, не может покрыть расходами все когорты пациентов, нуждающихся в инновационном лечении. В то же время в части регионов действуют собственные программы, по которым такие закупки могли бы осуществляться (департаментами здравоохранения или отдельными медучреждениями). То есть, если МЗУ будут вести переговоры по ДУД на закупку определенного препарата, они со своей стороны также могут подать заявку на проведение переговоров и финансировать закупки для собственных нужд, а МЗУ их осуществит.

За счет большего масштаба закупок мы сможем добиться еще более существенного снижения цен на инновационные лекарства, а также покрыть потребности в них для большего количества пациентов. Так несколькими словами можно описать, что предлагает изменить законопроект №13135. Другой законопроект № 13134 – вносит определенные изменения в Налоговый кодекс для урегулирования упомянутого механизма закупки лекарств по ДУД.

Кто будет оценивать, отвечают ли «заявки на местах» реальным потребностям?

На данном этапе в последней редакции законопроекта эта функция возложена на Министерство здравоохранения (аналогично, как сейчас министерство согласовывает централизованные закупки по ДУД). Однако, возможно, будут внесены определенные изменения в эту часть проекта и переложены функции на департаменты, которые, по моему мнению, могут лучше знать, какие лекарства нужны для пациентов их региона.

Дефицит и остатки лекарств – как найти баланс

МЗУ мониторит остатки лекарства в регионах, какая с этим ситуация в учреждениях здравоохранения?

Из-за масштаба наших закупок сложно дать обобщенную оценку — ситуация с обеспечением может существенно отличаться в зависимости от конкретной номенклатурной позиции, поставщика, контракта или логистики.

По части направлений основные объемы уже доставлены, препараты есть на складах и в больницах. Но в то же время мы признаем, что есть и определенные проблемные участки: где-то задержки со стороны поставщиков, где-то – недостаточный объем покрытия государством потребности, где-то показатели потребления существенно выросли по сравнению с предоставленными показателями потребности.

В целом нельзя сказать, что в больницах есть значительные остатки лекарства. Если бы это было так, у нас никогда не было бы хлопот с их дефицитом. Именно для решения вопроса малого количества остатков по некоторым позициям мы провели срочные дозакупки за бюджет 2025 года, первые поставки которых состоятся уже в мае. Кроме того, общаемся с рынком о возможности предоставления Украине гуманитарных поставок самых востребованных лекарств, среди которых онкопрепараты и т.д.

В то же время мы понимаем, что по некоторым лекарствам есть перекосы по остаткам в регионах – где-то препарата хватает на 2 года, а где-то он заканчивается. Поэтому МЗУ еще в прошлом году перешли к практике распределения остатков с учетом среднемесячного потребления лекарства. Развозим препараты 3-4 раза в течение года, ежеквартально мониторим потребление и довозим остатки тем, у кого оно растет, чтобы в больницах всегда оставались лекарства на 3-4 месяца. Это помогает минимизировать влияние таких факторов, как миграция населения и резкое увеличение или уменьшение количества пациентов в определенном регионе.

Однако большая ответственность остается и на больницах: они должны отчитываться нам дважды в месяц о количестве лекарства на остатках, однако не все выполняют эту задачу вовремя и добросовестно.

То есть дефицит лекарстввсе-таки есть?

К сожалению, по некоторым позициям есть. Это связано с ограниченным финансированием, ведь страна находится в состоянии войны и государство не может покрыть все потребности в лекарствах и медизделиях. Хотя даже европейские страны часто не покрывают все лечение пациентов полностью. То есть, если направление не профинансировано на 100%, дефицит однозначно будет.

Но ежегодно мы имеем сэкономленные средства за счет экономии после проведения полного цикла основных закупок, и перенаправляем их на направления, которые менее покрыты финансированием.

Изменится ли что-либо кардинально в процедуре закупок и какими будут пропорции трехлетних и годовых договоров?

Кардинальных изменений в процедуре закупок не предусматривается. А что касается договоров, то их соотношение меняется: в прошлом году более 30% поставщиков согласились на заключение трехлетних договоров. Для них это возможность долгосрочно планировать производство и графики поставок, а для нас – экономия на закупках, более эффективное управление снабжением и существенное уменьшение рисков прерывания лечения пациентов.

То есть, в целом рынок поставщиков демонстрирует готовность вступать в долгосрочное взаимодействие и партнерство. Но, как показала практика, среди них есть и исключения.

Без партнёров будет сложнее?

Сказалась ли на возможностях МЗУ потеря поддержки со стороны проекта «Безопасные, доступные и эффективные лекарства для украинцев» (SafeMed)?

Однозначно сказалась. Ведь финансировавшийся USAID SafeMed с самого начала создания МЗУ действительно был ключевым донором и партнером, который за счет международной технической помощи помогал нам с внедрением цифровых решений, развитием е-каталога Prozorro Market и т.д.

Поэтому заморозка проекта SafeMed стала серьезным вызовом, однако в начале апреля его работа частично возобновлена. Замечу: то, что связано с операционной функцией самого предприятия, покрывается государственным бюджетом, поэтому рисков срыва закупок или поставок нет. Это означает, что отсутствие донора не может привести к тому, что предприятие прекращает работу.

В то же время, мы понимаем: чтобы работать более эффективно и двигаться вперед, нужно внедрять новейшие цифровые инструменты. Это не только о технической помощи, но и об инвестициях в развитие, оптимизацию процессов и диджитализацию. Без внешней поддержки мы работаем с имеющимися ресурсами и это позволяет «держать систему», но не позволяет двигаться вперед с той динамикой, которая необходима стране сегодня. Хотя проект, к сожалению, полноценно не восстановился, однако ключевые вещи, которые закладывались и поддерживались SafeMed, например е-Stock, реализуются. Поэтому поддержка международных партнеров остается для нас критически важной.

Что планируете ввести для повышения эффективности закупок?

Уже есть ряд масштабных проектов в этом направлении. Основное, что улучшает нашу эффективность – полная автоматизация закупочного процесса с помощью системы SAP Ariba, которую мы используем. Чтобы синхронизировать информацию в единый поток данных, мы сделали огромное количество интеграций с различными системами, такими как Prozorro, Vchasno, Google Docs и MedData. Так что цифровизировано фактически все – от момента объявления рыночной консультации до заключения договора. Все данные полностью интероперабельны. Вся информация – в общем доступе для всех участников процесса закупок. Это улучшает осведомленность пациентов об обеспеченности учреждений здравоохранения лекарствами: можно отслеживать статус закупок, сроки поставок, остатки и т.д.

Также произошли изменения по улучшению качества полученных данных, в частности, потребностям медучреждений в лекарствах, их использованию, остаткам и т.д. Чем качественнее такие данные, тем лучше решения можно принять на их основании, тем эффективнее распределяются имеющиеся ресурсы и обеспечивается доставка лекарств в медучреждения.

Prozorro Market уже заинтересовал частные учреждения

Возрастают ли масштабы использования е-каталога Prozorro Market и насколько успешно с этим справляются учреждения здравоохранения?

С 1 апреля правительство в очередной раз расширило перечень лекарств и медизделий, обязательных к закупке через Prozorro Market. Речь идет о 27 новых позициях лекарств и 42 позициях медицинских изделий: сейчас они все уже разработаны и внесены в каталог.

Если говорить о его использовании в целом, то за I квартал объем продаж через этот маркетплейс увеличился в 1,6 раза – больницы закупили товаров почти на 9,2 млрд грн, что на 2,8 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года.

То есть, мы видим, что этот инструмент все активнее используется, поскольку он является действенным, быстрым (можно подписать контракт за несколько дней в отличие от открытых торгов), гибким и помогает сэкономить средства (в среднем экономия больниц составляет до 13% от ожидаемой стоимости).

К тем, кто сегодня использует Prozorro Market в закупках, присоединяются ведущие медицинские учреждения, такие как Национальный институт рака, институты НАМНУ. Даже некоторые частные клиники заинтересовались такой возможностью, хотя не обязаны проводить закупки через е-каталог. И это показательно в том плане, что стейкхолдеры заинтересованы в использовании Prozorro Market.

Какие еще инициативы МЗУ считаете необходимым реализовать, но на это пока не хватает ресурсов или других возможностей?

Хороших инициатив много, но труднее их реализовать на практике. В настоящее время МЗУ совместно со многими стейкхолдерами активно работают над разработкой неценовых критериев, которые можно будет применять в закупках медицинских товаров. Это дало бы возможность закупить несколько иной товар, возможно немного дороже, но лучшего качества или с лучшими эксплуатационными свойствами. Это прежде всего запрос рынка, который видит, как успешно это работает в других странах. Я надеюсь, что мы также сможем в дальнейшем успешно использовать этот механизм закупок.

А сегодня мы занимаемся привычной работой – все очень динамично меняется, поэтому нужно быстро реагировать на вызовы, дособирать потребности больниц, обеспечить ритмичные поставки товаров и т.д., чтобы пациенты были вовремя обеспечены необходимыми лекарствами и медизделиями. Работа МЗУ никогда не останавливается, потому что от нее зависит жизнь и здоровье миллионов украинцев.