Коктейли из антител против COVID-19: новый источник доходов фармкомпаний

Шеф-редактор thePharmaMedia

Фармкомпании не прекратили клинисследования после целой серии первоначально неудачных попыток продвинуть моноклональные антитела для лечения нового коронавируса, и сейчас эта стратегия, по всей видимости, все же реализовывается.

На сегодня практически все ключевые фармпроизводители разрабатывают антитела и их комбинации, направленные на снижение тяжести коронавирусной инфекции. Такое упорство не удивляет, ведь это просто бездонный источник доходов. Фактически изо дня в день поступают сообщения о заключении крупных контрактов на поставку так называемых коктейлей на основе антител, которые правительства разных стран (небедных, понятное дело), собираются использовать против COVID-19.

Коктейли из антител против COVID-19: колоссальные суммы

Уже в четвертом квартале прошлого года такие сделки принесли производителям лекарств небывалую прибыль – и неудивительно, ведь на их стороне такие величины как Скотт Готлиб и Дональд Трамп, охарактеризовавший антитела против COVID-19 как «исцеление» (экс-президент США лечился препаратом Regeneron).

Например, уже при первой сделке с правительством Соединенных Штатов Regeneron получила за свою комбинацию из двух антител 146 миллионов долларов США, а одно только антитело бамланивимаб принесло Eli Lilly 871 миллион долларов США (также при заключении первого контракта). Недавно Eli Lilly заключила очередную сделку с правительством, по условиям которой компания поставит государству 100 000 доз коктейля из бамланивимаба и этесевимаба в обмен на 210 миллионов долларов США.

И это только начало! Та же Eli Lilly ожидает, что в 2021 году ее выручка от коктейлей для лечения COVID-19 составит от 1 до 2 миллиардов долларов США, и уже к середине 2021 года компания выпустит более 1 миллиона дополнительных доз для использования по всему миру. Regeneron заявила, что первоначально у нее хватало лекарства только для 50 000 пациентов, но в ближайшие несколько месяцев компания предоставит дозы для 300 000 человек.

Буквально на днях аналогичное соглашение с американским правительством подписала и AstraZeneca. Британская компания поставит в Штаты дополнительные 500 000 доз своего AZD7442, экспериментального комбинированного препарата от COVID-19 на основе антител длительного действия, предназначенного для использования у людей, которые не могут вакцинироваться по медицинским показаниям.

На первый взгляд, AstraZeneca снова демпингует: этот транш обойдется американцам всего в 205 миллионов долларов США. Но это всего лишь часть соглашения, заключенного в прошлом году англо-шведским производителем с Министерством здравоохранения и социальных служб и Министерством обороны США. В рамках этой сделки, объявленной в октябре, госструктуры Соединенных Штатов инвестировали 486 миллионов долларов США в разработку и поставку 100 000 доз AZD7442 с возможностью приобретения до одного миллиона доз в 2021 году.

Также AstraZeneca заключила отдельное соглашение на поставку Министерству обороны США 100 000 доз, в результате чего в 2021 году поставки препарата на этот континент составят 700 000 доз, а общая стоимость текущих соглашений с правительством США оценивается в 726 миллионов долларов США. Безусловно, это положительно повлияет на финансовые прогнозы компании на текущий год. Например, аналитики Morgan Stanley считают, что коктейль AstraZeneca может увеличить ее прибыль в 2021 году на 30%.

Тем временем, AZD7442 – комбинация из двух моноклональных антител – все еще проходит проверку как средство для профилактики и лечения COVID-19 в исследованиях с участием более 9 000 добровольцев.

В начале марта к этой компании попытались присоединиться Vir Biotechnology \ GlaxoSmithKline, заявивши о намерении запросить разрешение на экстренное использование собственных экспериментальных антител против COVID-19.

Коктейли из антител против COVID-19: как они работают?

Антитела против COVID-19 и их комбинации не воздействуют непосредственно на возбудителя COVID-19, в отличие от противовирусных препаратов. Однако их применение сочли целесообразным при коронавирусной инфекции, так как предполагалось, что эти препараты снижают опасное воспаление при развитии так называемого цитокинового шторма – жизнеугрожающего состояния, которое связано с тяжелым течением COVID-19. Некоторые антитела помогают уменьшить остроту воспалительных процессов (наподобие тех, что используются при псориазе или экземе), и в результате предотвращают развитие тяжелых осложнений коронавирусной инфекции или даже летальные исходы.

Такие препараты применялись для пациентов с легкими и умеренными случаями COVID-19, находящихся в группе риска развития тяжелого заболевания. Антитела, используемы для лечения цитокинового шторма при COVID-19, даже были признаны такими экспертами, как бывший глава FDA Скотт Готлиб, «жизненно важным инструментом в борьбе с пандемией».

Однако, судя по всему, это не единственный механизм действия таких лекарств: глава AstraZeneca Паскаль Сорио сказал, что их комбинация антител длительного действия может использоваться как для предотвращения инфекции, так и для лечения болезни у пациентов, уже инфицированных вирусом, и предлагает «практически немедленную защиту» тем, кто не может быть вакцинирован.

Считается также, что лечение антителами помогает быстрее избавиться от вируса после заражения, хотя эта идея не объясняется подробно.