- Категория
- Бизнес
Возвращение гидроксихлорохина: ученые снова предлагают лечить коронавирус противомалярийным препаратом
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
1370
Ученые продолжают пытаться приспособить противомалярийные средства для лечения коронавируса. На этот раз их внимание привлек кузен гидроксихлорохина – амодиахин.
К настоящему времени исследователи, регуляторы и клиницисты успели уже несколько раз похоронить гидроксихлорохин – старинное лекарство от малярии, которое рекламировалось (и даже вошло в протоколы лечения) как лекарство от Covid-19. Однако ученые упорно не отказываются от попыток приспособить противомалярийные средства для лечения коронавирусной инфекции.
Амодиахин – кузен гидроксихлорохина
В течение 1970-х годов амодиахин был протестирован на приматах, а затем проверен в испытаниях на людях, где и проявил себя как очень эффективное средство от устойчивых к хлорохину типов малярии. Исследования и клиническая практика дали убедительные свидетельства превосходства амодиахина над хлорохином, так что он прочно занял свое место в области лечения малярии, которое сохранил до сих пор. Например, следует отметить, что амодиахин включен Минздравом в национальный перечень основных лекарственных средств Украины.
Возращение в новом обличье?
Но вернемся к Covid-19. Итак, неожиданно в конце августа было опубликовано исследование, авторы которого описывают преимущества амодиахина как потенциального лекарства от инфекции Covid-19.
Правда, проводилось оно на животной модели: ученые из Медицинской школы Икана на горе Синай в Нью-Йорке накормили несколько десятков хомяков амодиахином, а затем контаминировали (обрызгали носы) грызунов новым коронавирусом. Животные продолжали получать амодиахин еще в течение трех дней, после чего их клинические показатели сравнивали с контрольной группой, которая не получала лекарство от малярии. У хомяков, «принимавших» амодиахин, оказалось на 70 % меньше генетического материала коронавируса в тканях легких.
Во втором эксперименте ученые начали давать здоровым хомякам амодиахин, а затем поместили их в клетку с зараженными особями. И снова они добились успеха, еще большего: в легких животных, получавших амодиахин, обнаруживалось на 90 % меньше вирусного материала.
Далее ученые провели еще одно исследование – прямое сравнение амодиахина и гидроксихлорохина, снова-таки у хомяков. Оказалось, что амодиахин уменьшал количество вирусного материала в тканях животных, в то время как гидроксихлорохин был неэффективен.
Амодиахин при коронавирусе: «за» и «против»
Естественно, победу праздновать еще не время. Критики исследования не видят особых причин для восторга от амодиахина. Оба препарата ранее проверялись против широкого спектра инфекционных болезней, в том числе таких экзотических, как лихорадка Эбола, Зика и даже денге. Все эти исследования заканчивались с неоднозначными результатами.
А специалисты из Йельской школы общественного здравоохранения, которые создали отдельную группу, проводящую лабораторные исследования амодиахина при Covid-19, справедливо отмечают, что хомякам в новом исследовании препарат дали за день до контаминации вирусом – так что невозможно узнать, что может случиться, когда лекарство дадут уже заболевшему животному. Иными словами, результаты экспериментов на хомяках демонстрируют потенциальную профилактическую активность, но не показывают какой-либо терапевтический потенциал амодиахина.
Впрочем, даже сами нью-йоркские исследователи признают, что результаты, полученные в экспериментах на хомяках, рановато применять к людям.
С другой стороны, у них нашлись и союзники. Например, амодиахин, как и гидроксихлорохин, раньше показал себя многообещающим лекарством при атипичной пневмонии, возникшей на фоне тяжелого острого респираторного синдрома (SARS), а также ближневосточном респираторном синдроме (MERS). А группа исследователей из Института Висса в Бостоне показала in vitro, что применение амодиахина снижает в клетках легких человека уровень родственного вируса, поверхность которого содержит тот же белок, что и опасный коронавирус. Хотя, опять же, модифицированный искусственно суррогатный вирус – это не то же самое, что непредсказуемый и «дикий» SARS-CoV-2.
Поэтому, конечно, еще слишком рано ожидать сказочный финал – внедрение амодиахина в протоколы лечения коронавирусной ифекции. Мировые эксперты в области здравоохранения предостерегают от создания чрезмерной шумихи вокруг очередного противомалярийного препарата, потенциально активного против пандемического SARS-CoV-2. Ведь если амодиахину не удастся пройти дальнейшие испытания при Covid-19, научное сообщество может оказаться в очень неудобном положении – как, собственно, и случилось с гидроксилорохином.
С одной стороны, попытки перепрофилировать странные лекарства для новых показаний вполне объяснимы: это гораздо менее затратное занятие, чем создавать новое соединение «с нуля». С другой стороны, фиаско с гидроксихлорохином лишний раз напоминает нам об опасности безосновательной «раскрутки» какого-либо лекарства при отсутствии четких данных клинических исследований. Из-за этого может пострадать множество людей – как те, которые получат бесполезный препарат со всевозможными побочными эффектами, так и те, которые не получат его из-за дефицита, хотя действительно нуждаются в этом препарате по прямым показаниям. Например, в случае того же гидроксихлорохина каждый третий пациент с волчанкой в США испытывал трудности с доступом к этому ЛС – и все из-за рекламы, которую ему организовал Дональд Трамп. С амодиахином такая же история и вовсе может закончиться катастрофически, поскольку этот препарат включен во вторую по распространенности схему лечении малярии, используемую во всем мире.