Каннабис: факты против вымыслов

Оптимистично настроенные сторонники легализации каннабиса в медицинских целях считают, что ликвидация «криминальной» стигмы, связанной с этим растением, – только вопрос времени. Что ж, у них есть на то много оснований…

В течение последних нескольких лет интернет и СМИ буквально пестрят как сольными заявлениями, так и спланированными кампаниями, которые агитируют то за, то против принятия законов об ослаблении норм, регулирующих оборот медицинских продуктов на основе конопли. Тем не менее, оптимистично настроенные сторонники легализации каннабиса считают, что ликвидация «криминальной» стигмы, связанной с этим растением, – только вопрос времени. Что ж, у них есть на то много оснований…

Пятнистая география легализации конопли в медицинских целях

На сегодняшний день более 30 стран легализировали медицинское использование конопли или хотя бы смягчили в этом отношении законодательство, позволив применение при ряде медицинских состояний. По некоторым оценкам, мировой рынок медицинской продукции на основе каннабиса к 2026 году достигнет 148,35 миллиарда долларов США. Во многих из этих стран действуют строгие клинические руководства, регулирующие использование лекарственных средств на основе производных этого растения, при самых разных заболеваниях.

Хотя Европа и является одной из самых прогрессивных в этом отношении (среди первых доступ пациентов к таким продуктам облегчили Норвегия, Польша и Италия), гуманизм некоторых стран все же не «дотягивает». Так, несмотря на то, что терапевтические преимущества медицинского каннабиса обеспечили ему общественное и регуляторное признание даже в пуританской Северной Америке, в Соединенном Королевстве все еще неохотно обсуждают эту тему. Каннабис классифицировался в Великобритании как запрещенное вещество с 1928 года, а в 1971 году ему был присвоен статус вещества класса А – эту стигму сняли только в прошлом году. Понятно, что с такой-то старинной традицией избавиться от негативного отношения к конопле непросто, к тому же вокруг потенциального негативного воздействия препарата все еще существует большая путаница. В Великобритании до сих пор отсутствует специальная система регулирования лекарственных средств на основе каннабиса, и медицинские работники вынуждены полагаться на временные изменения в законодательстве, которые к тому же трактуются неоднозначно. Таким образом, часто выписывая рецепт, врач ставит под угрозу свою репутацию и даже карьеру.

Легализацию каннабиса в медицинских целях воспринимают в штыки из-за неосведомленности

Часто легализацию медицинского использования таких продуктов в штыки воспринимает само общество – из-за изобилия дезинформации. Ложные стереотипы и непонимание многих преимуществ лекарств на основе каннабиса препятствуют их широкому признанию.

По мере роста количества случаев медицинского использования продуктов каннабиса растет и обеспокоенность насчет того, что он может спровоцировать психотические расстройства. Однако на данный момент не проводилось рандомизированных клинических испытаний, которые могли бы это подтвердить. На самом деле, хотя некоторые исследования показали, что употребление марихуаны может вызывать шизофрению, другие испытания показали обратное: каннабис может быть полезен при лечении пациентов с шизофренией. Дело, скорее всего, в том, что конопля конопле рознь.

КБД vs ТГК

Одним из наиболее распространенных заблуждений относительно лекарств на основе конопли является то, что КБД (каннабидиол) и ТГК (тетрагидроканнабинол) – вещества идентичные. Это наиболее широко распространенное заблуждение относительно того, что на самом деле представляет собой медицинский каннабис. И наиболее токсичное: из-за этого ложного стереотипа все подобные продукты автоматически приравниваются к наркотикам.

На самом деле каннабис содержит более 400 различных химически активных соединений, из наиболее известных два – те самые каннабидиол и тетрагидроканнабинол. Разные сорта конопли содержат разные пропорции ТГК и КБД. Исследования показывают, что КБД, который извлекается из растения, похоже, лишен каких-либо побочных эффектов. На самом деле, это натуральное растительное вещество, не оказывающее психоактивного действия, поэтому во многих странах продукты на его основе доступны без рецепта.

На сегодняшний день каннабидиол наиболее известен как эффективное средство в лечении хронической боли, депрессии, тревожного расстройства и бессонницы. Однако многие специалисты также испытывают надежду, что КБД в будущем будет помогать пациентам с болезнью Паркинсона, болезнью Крона и даже с опиоидной зависимостью. По крайней мере, на такие перспективы намекают результаты нескольких десятков клинических исследований, в основном финансируемым правительством Соединенных Штатов.

А вот ТГК, который является психоактивным соединением, то есть меняет восприятие и мышление человека, по-прежнему остается вне закона. Тем не менее, некоторые испытания показывают, что при введении в очень малых и строго контролируемых дозах тетрагидроканнабинол также может служить лекарством. Причем серьезным: это вещество достойно проявило себя в борьбе с приступами эпилепсии, тошнотой, вызванной химиотерапией, а также облегчало спастичность, обусловленную рассеянным склерозом.

Каннабис: что насчет риска зависимости?

У многих пациентов и медицинских специалистов возникают опасения по поводу рисков возникновения зависимости. Тем не менее, большинство исследований, проведенных до сегодняшнего дня, продемонстрировали очень низкий риск зависимости – в тех случаях, когда медицинский каннабис с низким уровнем ТГК использовался в рекомендуемых терапевтических дозах. Мало того, некоторые работы позволяют предположить, что медицинский каннабис может даже использоваться как безопасная альтернатива опиоидам в лечении хронической боли, поскольку его потребление не приводит к таким разрушительным последствиям для здоровья и жизни пациентов. Последние статистические данные британских экспертов свидетельствуют о том, что назначение каннабиса вместо опиоидных анальгетиков поможет ежегодно предотвратить около 25% смертей, связанных с опиоидной зависимостью.