- Категория
- Маркетинг
Передозировка жадности: как Purdue Pharma создала «империю боли» из оксиконтина
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
3957
Американская компания Purdue Pharma заработала миллиарды на эпидемии наркозависимости. Теперь производитель оксиконтина, глава династии Саклер, якобы хочет объявить себя банкротом и параллельно создает средство для лечения зависимости от наркопрепаратов.
Каждый день в Соединенных Штатах от передозировки опиоидов умирают порядка 130 человек. Таковы данные органов здравоохранения США по результатам 2017 года. Ежегодно эпидемия наркозависимости уничтожает население среднего американского города. Катастрофичны не только социальные последствия этого бедствия. Финансовая нагрузка на национальный бюджет огромна: по оценкам экономистов, с 2001-го на борьбу с последствиями наркозависимости и предотвращение ее страна потратила более одного триллиона долларов. Президент Дональд Трамп объявил чрезвычайное положение и призывает выстроить стену на границе с Мексикой. Это, по его мнению, положит конец наркокризису. Но поможет ли это?
По мнению экспертов, в сложившейся ситуации виноват не только наркотрафик из стран «третьего мира», но и местная фармацевтическая индустрия, которая снабжает рынок продуктами, вызывающими зависимость. Один из таких производителей – Purdue Pharma, частная компания из Коннектикута. Владельцы прибыльного бизнеса – семья миллиардеров Саклер (Sackler), заработавшая состояние на обезболивающем препарате оксиконтин.
Оксиконтин – спасение от боли или «легальный наркотик»?
Вскоре после успешного запуска «Окси» в 1995 году тогдашний генеральный директор компании Ричард Саклер буквально наводнил американские больницы таблетками. Как он образно рассуждал на презентации препарата, оксиконтин вызовет «снежную лавину», которая окажется «настолько плотной и белой», что похоронит под собой любую конкуренцию.
Спустя несколько лет выяснилось, что самый успешный продукт Purdue Pharma – основная причина эпидемии опиоидов в США. По данным национальных органов здравоохранения, в 2017 году свыше 70 тысяч американцев умерли от передозировки наркотиков. В 68% случаев зависимость была вызвана опиоидами, подобными «Окси».
С момента появления препарата на рынке в 1995 году число жертв опиоидов в Америке выросло в шесть раз. Еще в 2007 году компания Purdue Pharma и три ее топ-менеджера вынуждены были заплатить 635 миллионов долларов за агрессивный маркетинг оксиконтина. Но никто из династии Саклеров, стоящей за этим бизнесом, не понес наказания.
Династия Саклер – филантропы, попечители искусства или наркодиллеры?
Мультимиллиардеры Саклер известны как филантропы. За три десятилетия до изобретения оксиконтина они пожертвовали 3,5 миллиона долларов нью-йоркскому Метрополитен-музею. В музее Гуггенхайма также обустроен Центр Саклеров, а имя знаменитого семейства украшает крыло парижского Лувра.
Самый впечатляющий зал в музее Метрополитен с древнеегипетским Храмом Дендур, перевезенным из Каира за средства семьи Саклер (и который называют «крылом Саклера»), уже давно привлекает совсем других посетителей – протестующих. В прошлом году около сотни людей устроили здесь акцию протеста: высыпали банки с таблетками в бассейн и легли на пол, имитируя смерть от наркотиков. А недавно активисты развернули плакаты перед входом в Храм Дендур с призывом разместить там надпись «200 погибших ежедневно».
Борьба с «Окси» и опиоидами: судебные разбирательства
Массачусетский суд принял к рассмотрению иск против семьи Саклер и выдвинул обвинение на 275 страницах. «Восемь членов семьи приняли решение, которое стало главной причиной эпидемии опиоидов, – говорится в последнем меморандуме суда. – Саклеры извлекли частную выгоду и развернули мошенническую сеть, заставляя врачей и пациентов покупать прибыльный фарм-бестселлер оксиконтин, хотя изначально знали, что это опасно».
Дело Саклеров показывает, что «те, кто поставляет наркотики в американские общины, – богатые и белые», – пишет активист Сэмюэль Синьянгве, развенчивая расистский стереотип о темнонокожих наркоторговцах и латиноамериканских контрабандистах. «Саклеры, – отметил в интервью журналу Vice критик по лекарственным препаратам Аллен Фрэнсис, – так же бесстыдны, как наркокартели, и едва ли не более беспринципны».
Массачусетский суд выдвинул обвинения бывшему генеральному директору Purdue Pharma, 73-летнему Ричарду Саклеру, чьи отец Рэймонд, дяди Мортимер и Артур некогда создали корпорацию. Кроме того, обвиняется и его 94-летняя мать Беверли, а также шесть членов семьи и девять менеджеров компании. По мнению судей, вместе они «контролировали и осуществляли смертельный мошеннический план по продаже опиоидов».
Таким образом, дело становится серьезным для успешной семьи, которой вряд ли удастся забаррикадироваться на роскошных виллах в Коннектикуте или в калифорнийском анклаве Bel Air. И все же, они надеялись запечатлеть свое имя в книгах по истории США как «современную версию Рокфеллеров». Но, как сказал о них один из рядовых жителей Нью-Йорка, клану Саклер больше подойдет титул «Семья, породившая империю боли».
У истоков империи Purdue Pharma
Purdue Pharma основали в 1892 году. Саклеры купили компанию в 1952 году, а затем передали ее по наследству детям. Их активы сейчас оценивают в 13 миллиардов долларов.
Даже культурное покровительство семьи пытается обернуть обвинение против компании Purdue Pharmа. Оно утверждает, что Саклеры активно способствовали эпидемии наркотиков, распространяя «Окси» среди пожилых людей и ценителей искусства. По словам судей, они также рекомендовали врачам назначать более высокие дозы, чтобы заработать больше денег.
В адрес компании и других производителей обезболивающих на базе опиоидов было подано около 2000 исков. Так, помимо Массачусетса судебные иски против Purdue Pharmа к производству приняли еще 35 штатов. В одном только федеральном суде штата Огайо фармацевтические фирмы ожидают 1600 судебных исков. Президент США Дональд Трамп призвал Министра юстиции принять правовые меры против опиоидного бизнеса.
Поскольку эпидемия наркозависимости в США стала очень серьезной и сложной проблемой, законные продажи оксиконтина прекращены. Purdue Pharmа, столкнувшись с десятками судебных процессов, приостановила производство скандального препарата и планирует сосредоточиться на разработке «новых лекарств». Одно из таких – средство для лечения опиоидной зависимости. По данным CBS News, новый патент носит имя Ричарда Саклера.