Gilead отстояла патент на свой препарат от COVID-19

Американское правительство озвучивает патентные претензии к Gilead давно и помногу. На этот раз предметом споров стал ремдесивир – первый препарат, утвержденный FDA для лечения COVID-19.

В свое время федеральные органы инвестировали немало средств в развитие и разработку этого противовирусного препарата, поэтому правительство США претендовало на статус совладельца патентов на ремдесивир. Это бы позволило ему выпускать и продавать ремдесивир без разрешения фармкомпании, равно как и продавать лицензии на его выпуск производителям дженериков.

Тем не менее, по итогам биомедецинского исследования счетная палата правительства США – орган американского конгресса, выполняющий аудиторские, оценочные и аналитическо-следственные функции – постановила, что американское правительство не имеет патентных прав на ремдесивир.

Несмотря на то, что с 2013 по 2020 год американское правительство потратило на разработку ремдесивира 162 млн долларов из госбюджета, распределявшихся через Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC), Министерство обороны США и Национальные институты здравоохранения (NIH), полноправным владельцем лекарства признали Gilead. Дело в том, что на момент, когда компания начала сотрудничать с государственными институциями, она уже сформировала портфель патентов и патентных заявок на препарат, так что в регистрации новых патентов необходимости не было.

Кроме того, под вопрос была поставлена ценность научно-технического вклад правительства в разработку препарата. «Например, официальные лица минобороны США сообщили, что, когда ученые этого ведомства проводили оценку эффективности ремдесивира против вируса Эбола, они не разрабатывали для этого каких-либо тестов или методов скрининга, а использовали стандартные», – заявили аудиторы.