Стоимость генной терапии может свести на нет все достижения ученых

Стоимость генной терапии может достигать миллионов долларов для одного пациента и это может стать огромным препятствием для распространения данного вида терапии, даже для богатых стран.

Ранее компания Bluebird Bio, специализирующаяся на продвижении фармпродуктов в клинической фазе, инициировала дискуссию о том, как сделать лечение стоимостью миллионы долларов доступным для страховщиков. Однако пока что биофарма и плательщики зловеще молчат о перераспределении расходов среди всех участников процесса лечения.

Итак, во что станет пациенту генная терапия? Это вопрос жизни и смерти не только для конечных потребителей, то есть, собственно пациентов и их семей. Дело в том, что доля стоимости препарата, легшая на плечи больных, в свое время стала препятствием для использования не таких уж «лакшери» продуктов, например, инсулинов. Поэтому проблема не является надуманной, когда речь заходит лекарственных средствах, на несколько порядков дороже.

В настоящее время самой работоспособной идеей покрытия таких расходов является долгосрочный кредит. Например, в США, если предположить отсутствие ограничений на совместное использование средств, среднестатистическая семья, чей ребенок лечится с помощью Zolgensma от Novartis, может получить кредит около 520 000 долларов.

По словам руководителя кафедры медицинской этики в университете Нью-Йорка, «Конечная стоимость – это ахиллесова пята таргетной медицины. Ценоообразование и распределение расходов здесь так же важны, как и научная часть R&D, если вы собираетесь увидеть блестящие результаты биотехнологической революции».