Константин Косяченко: «Участие государства – самый действенный механизм снижения цен на лекарственные средства»

Редактор ThePharmaMedia, журналист

Доктор фармацевтических наук, профессор, Заслуженный работник фармации Украины Константин Косяченко. Фото из личного архива

Ценообразование на лекарственные средства в Украине вышло за рамки экономической обоснованности по многим причинам, в том числе из-за пробелов в управлении отраслью.

Можно ли восстановить потерянное или нужны инновационные подходы, как достичь справедливых цен на лекарства, и на кого в этом полагаться — на государство и систему или на свободу рынка. Об этом – разговор с заведующим кафедрой организации и экономики фармации НМУ им. А.А. Богомольца, доктором фармацевтических наук, профессором, Заслуженным работником фармации Украины Константином КОСЯЧЕНКО.

В ценообразовании на лекарства царит хаос

Участие государства – самый действенный механизм снижения цены на лекарственные средства. Государство должно регулировать эти процессы, например, предлагать и утверждать механизмы ценообразования на лекарственные средства, которые формировали бы обоснованные цены. И обязательно должно вводить реимбурсацию — чем больше ее объем, тем меньше цены для населения

Все говорят о том, что цены на лекарства в Украине выходят за пределы разумного. Существуют ли на то объективные, экономические причины или это следствие допущенных ошибок и бесконтрольности?

Если раньше было понятно, что (как и во всем мире), в стоимости лекарственного средства примерно 70% — стоимость субстанции, остальное — производственные затраты, на основании чего производитель устанавливает свою оптово-отпускную цену, а дистрибьюторы и аптеки получают прибыль только с незначительных наценок на ЛС, то сейчас все выглядит иначе – с нарушением законов экономики. Маркетинговые договоры негативно влияют на установление цены на препарат, потому что производитель вынужден закладывать в нее расходы на маркетинг под давлением условий для дальнейших этапов реализации своей продукции. Затем добавляются наценки дистрибьюторов, аптек и в конечном итоге цена на препарат не имеет экономической основы и не соответствует общим правилам ее формирования. Таким образом, получается, что отпускная цена никем не контролируема, особенно это ощутимо для населения во время войны. Кроме того, в нынешних экономических реалиях возросла стоимость сырья, оборудования, энергоносителей, что сказывается на удорожании производственного звена, но это можно понять и объяснить. А вот новые механизмы формирования цены с маркетингом «внутри» привели к тому, что аптеки сейчас конкурируют не по цене, а именно по объему маркетинговых платежей, которые дадут производители. Аптечные сети за счет бесконтрольного открытия точек отпуска и растущего объема продаж начинают диктовать условия по маркетингу. Поэтому и дешевые препараты порой исчезают с полок аптек, потому что там «мало маркетинга». Оптовикам также лучше «накинуть» несколько процентов на дорогие лекарственные средства, чем на дешевые. Известны примеры, когда один и тот же препарат одного и того же производителя стоит 10 грн. без маркетинговых услуг, а с маркетинговыми – 50 грн. И оптовики, и аптеки берут именно последний, потому что это им выгодно, а производитель соответственно вынужден идти на такой шаг, потому что заинтересован в том, чтобы его продукция была представлена ​​в аптеках и реализовалась. Только вот больше всего чувствуют на себе такой маркетинг пациенты, которые наблюдают, как цены на лекарства постоянно растут.

В поисках идеального выхода

Выходит, что в нынешних условиях справедливую цену нельзя установить?

Справедливую цену можно посчитать всегда с помощью различных инструментов: оценка медицинских технологий, фармакоэкономические расчеты и даже обычная арифметика (посчитать, сколько стоит сырье, во что обходятся производственные затраты, добавить установленные наценки и т.д.). Кстати, после Второй мировой войны Германия отпустила цены на товары, в том числе и на лекарства, при этом государство обнародовало справедливые цены на всю продукцию. Население знакомилось с ними и находило, где лекарства либо другие продукты продавались по такой же либо очень приближенной к справедливой цене. В настоящее время во многих странах Европы (в том числе и в Германии) цены указывают на упаковках лекарственных средств еще на заводе производителя, что также свидетельствует о том, что произведены все фармакоэкономические расчеты и такая цена оправдана и понятна – для государства, потребителя и т.д. При этом не банкротятся ни дистрибьюторы, ни аптеки.

Вмешивается ли государство в эти процессы, или таким сознательным является сам рынок?

Государство должно регулировать эти процессы, например, предлагать и утверждать механизмы ценообразования на лекарственные средства, которые формировали бы обоснованные цены. И обязательно должно применять реимбурсацию – чем больше ее объем, тем меньшими будут цены для населения. Ведь и в Украине, где действует программа «Доступные лекарства» (даже с учетом ее определенных недостатков) удалось снизить цены на лекарства, включенные в программу реимбурсации. Участие государства – самый действенный механизм снижения цены на лекарственные средства. И большинство аптек также присоединяется к этой программе, то есть они на этом не теряют. По моему убеждению, в лицензионные условия деятельности аптек следует включить требование обязательного участия всех аптек в программе реимбурсации. Аптека – это заведение здравоохранения, а не торговли.

Не только реимбурсация  

То есть регулировка наценок – не панацея?

Да, самое важное – реимбурсация на лекарства для амбулаторного лечения пациентов и тех ЛС, которые закупает государство для реализации пакетов НСЗУ. Также государство может пойти по пути расчета справедливой цены на определенный перечень лекарственных средств с опубликованием их в соответствующих справочниках. Тогда люди потребуют справедливых цен и, возможно, общество достигнет результата, которого не удалось достичь регуляторам.

Таким справочником, например, мог стать Государственный формуляр лекарственных средств. Ведь он включает лекарства с доказанной эффективностью, допустимым уровнем безопасности, использование которых экономически приемлемо.

Государство имеет право установить единую цену на лекарственные средства, которая будет одинакова во всех аптеках (по примеру многих стран). Кстати, мировой опыт свидетельствует о том, что маркетинговые услуги не «закладываются» по договоренностям, а лицензируются. То есть всем известно, какие именно услуги, сколько их и т.д. В Украине же маркетинговыми услугами в договорах прописывают размещение ЛС на полках аптеки, хранение препаратов и т.д. Но ведь все это входит в непосредственную деятельность аптеки, независимо от получения или отсутствия маркетинговых платежей, работники просто обязаны выполнять эти функции! И их оплата входит в уже установленные аптечные наценки. Это не какие-то детали, это очень важные вопросы. И вообще, цена на лекарства – всегда вопрос политический. Как и стоимость хлеба.

Четкая система – гарантия соблюдения правил всеми участниками

Почему же в Украине не вводят фармацевтическую услугу и повлияет ли она на ситуацию, в частности, на ценовую политику?

Да, повлияет, потому что тогда фармацевт будет получать оплату за предоставленную услугу, а не выгоду за размер чека. Поэтому и будет предлагать пациенту то, что ему реально нужно, а не то, что дороже.

Мы действительно должны сосредотачиваться не на том, как было, чтобы все это вернуть, времена изменились, условия тоже. Необходимо изменить подходы, чтобы достичь инновационного прорыва в этой сфере. Путем реимбурсации и других действенных инструментов, которые будут работать не как отдельные, а в сочетании со всей новой системой. К тому же необходимо четко разграничить ответственность разных звеньев за те либо другие процессы регулирования. Если система правильно отлажена – ни один человек не может повлиять на отдельные ее звенья с целью получения собственной неправомерной выгоды.

В целом нужно говорить не только о ценах. Существует серьезная проблема – в аптеках часто работают люди без образования, происходит бесконтрольное открытие аптек. Все это свидетельствует о невыполнении действующих законов, несоблюдении системы стандартов в сфере здравоохранения и нарушении государственных социальных гарантий, которые, в частности, устанавливают и показатели по количеству учреждений здравоохранения на определенное количество населения. Государство должно это контролировать и соответствующим образом регулировать.