Лекарства для фронта – маленькая аптека делает вклад в большое дело

Редактор ThePharmaMedia, журналист

Еще в начале войны на базе экспериментальной аптеки ИФНМУ стартовал проект по производству экстемпоральных ЛС для военных ВСУ и населения прифронтовой зоны. Он продолжается до сих пор, потому что потребность в таких лекарствах не уменьшается.

О том, на чьих плечах держится проект, в чем его уникальность, а также о проблемах, беспокоящих фармсообщество, – наш разговор с руководителем проекта, деканом фармацевтического факультета Ивано-Франковского национального медицинского университета, кандидатом фармацевтических наук, доцентом Ириной ФЕДЯК.

Все началось с волонтерства

Почему возникла такая инициатива и как ее удалось реализовать?

С первых дней войны наш коллектив волонтерил – фармацевты были вовлечены в сортировку лекарств, которые поступали как гуманитарная помощь. Когда начали создаваться отряды территориальной обороны, также необходимо было аккумулировать лекарства первой необходимости, этим начала заниматься наша университетская клиника. Когда на фронт и в ТрО пошли родные, друзья, знакомые наших сотрудников, оттуда начали поступать запросы, каких именно лекарств крайне не хватает. Хотя поступало много гуманитарки – все же наблюдался дефицит отдельных групп лекарственных препаратов. Сказались и сложности с логистикой на первых этапах войны, на что повлияло разрушение складов с лекарствами.

В частности, на фронте возникла большая потребность в противогрибковых препаратах. Когда отец нашей студентки позвонил с передовой из-под Мариуполя, и спросил, можно ли применить уринотерапию для лечения грибка кожи – тогда мы поняли, что надо что-то немедленно с этим делать. Пообщались с волонтерами, которые возили лекарства на фронт, они подтвердили, что потребности катастрофические и поинтересовались, можем ли мы помочь решить эту проблему. Мы предложили изготавливать экстемпоральные лекарства, ведь этому учим своих студентов, и во время практических занятий они это делают (порошки, мази, пасты, суппозитории и т.п.). Поэтому и проект стартовал уже в мае 2022 года.

Кто был задействован в его реализации?

В начале нас, идейников и исполнителей проекта, было трое. Кроме меня, еще Любовь Грицик, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры химии, фармацевтического анализа и последипломного образования, которая имеет более 10 лет стажа работы в львовской аптеке, где работала сразу после окончания обучения. А также Наталья Гузьо, кандидат фармацевтических наук, которая в то время находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком и вместе с мужем Дмитрием до сегодняшнего дня отправляет лекарства харьковским волонтерам за собственные средства.

Студенты и преподаватели факультета охотно подхватили нашу идею и приходили волонтерить. Это наш вклад в победу. Проект реализуется на базе учебно-практического центра «Фармация», поэтому процесс изготовления сейчас обеспечивают его работники под руководством Натальи Палюджишин. Им помогают наши студенты и преподаватели. Наш девиз: «Малыми шагами каждый день к великой победе». Процесс изготовления лекарств останавливало только выключение света.

Когда опыт оказался бесценным

Как смогли наладить не обучающее, а реальное изготовление лекарств?

Прописи Любови Грицик оказались очень полезными. Конечно, они были рассчитаны на индивидуальные заказы, которые выполняли в аптеке. Поэтому мы отобрали самые распространенные прописи и привлекли доцентов кафедры дерматологии и венерологии, чтобы они откорректировали их, чтобы лекарства подошли для всех.

Также нашли поставщиков соответствующих ингредиентов и упаковок, изготовили этикетки по установленным правилам. И передали на фронт первую партию изготовленных лекарств. Когда получили оттуда одобрительные отзывы и запрос на еще большую партию – наладили постоянное изготовление противогрибковых паст, мазей, присыпок для ног (в том числе с заживляющим эффектом). Ведь в условиях, когда берцы на передовой практически не снимаются, таких проблем воинам не избежать. Также начали изготавливать кремы для рук, обожженных войной, средства от мозолей и т.п. То есть все внешние средства, которые спасали наших бойцов. А с наступлением холодов у них появились новые проблемы – простуда, радикулит, невралгии, мышечные боли. Начали изготавливать согревающие мази, порошки от простуды. Они мгновенно расходятся! Ребята говорят, что наши порошки очень помогают им.

Себестоимость лекарства низкая, потому что это волонтерский проект – не учитывается зарплата сотрудников, коммунальные услуги, ведь университет предоставляет помещение, платит коммуналку и зарплату. Поскольку запросов от волонтеров становилось все больше, мы стали больше привлекать студентов, они работали летом и сейчас приходят, как только свободны от занятий. Ибо даже если бы мы делали эти лекарства конвейером не останавливаясь, у нас бы все забирали на фронт. Впрочем, наши возможности ограничены и по количеству приобщившихся к проекту людей, и по финансовым ресурсам. Ведь наша основная деятельность – образовательная. Мы преподаем, учимся.

Где брали средства на изготовление лекарства?

Все: и фармацевты, и студенты работали на волонтерских началах. До сих пор так работают. Но средства нужны для приобретения ингредиентов, упаковки. Первый вклад сделали преподаватели университета – собрали 11 тыс. грн. Затем мы опубликовали информацию в СМИ, открыли счет на этот проект и начали аккумулировать средства. Всего мы собрали примерно 850 тысяч. грн – для нас это большие средства. А изготовили по состоянию на 08.11.2024 года 71 075 упаковок лекарственных средств. К тому же закупаем ингредиенты исключительно у поставщиков, у которых есть сертификаты качества. Также наладили сотрудничество с Ивано-Франковской Гослекслужбой.

Вторая жизнь университетской аптеки

Каков статус аптеки, в которой происходит производство?

Мы производим лекарства на базе экспериментальной аптеки учебно-практического центра «Фармация». Когда-то это была наша университетская учебно-производственная аптека, которая в 2004 году получила первую лицензию на розничную торговлю лекарственными средствами с правом производства (изготовления) лекарственных средств в условиях аптеки.

В свое время такие аптеки были и в других медуниверситетах. Но потом было принято решение, что ВУЗы не могут проводить два вида деятельности: образовательную и розничную торговлю лекарствами. Потому такие аптеки были ликвидированы. Мы же сохранили ее, хотя ее основная деятельность и была приостановлена. С того времени аптека стала учебно-практическим центром для студентов. Но все условия для производства лекарств, соответствующих лицензионным, де-факто остались.

Кроме работников УПЦ «Фармация» лекарственные средства изготовляют студенты старших курсов фармацевтического факультета и профессионального медицинского колледжа по специальности «Фармация, промышленная фармация», а также интерны этой же специальности под руководством преподавателей.

Куда в основном отправляете лекарство?

В начале войны мы совершенно бесплатно отправляли их на Киевщину, Запорожское и Харьковское направления. И сейчас волонтерам отпускаем лекарства бесплатно, большими партиями. Местные волонтеры тоже помогают нам искать средства для того, чтобы «закрыть» символическую цену – 15 грн за одну позицию.

Как вы считаете, почему до сих пор не исчезла потребность в ваших лекарствах?

Пока ситуация не совсем понятна. На мой взгляд, следует тщательно собрать потребность фронта, затем собрать всех фармпроизводителей и объявить эту потребность, чтобы они, по возможности, «закрыли» ее как регулируемая и социально ответственная отрасль. Оказание гуманитарной помощи тоже не координировано – все дают щедро, но то, чем могут поделиться.

Мы передаем лекарства волонтерам, потому что экстемпоральные лекарства не входят в локальные протоколы учреждений здравоохранения, поэтому ни больницы, ни воинские части не могут запросить такие потребности.

Когда энтузиазм наталкивается на проблемы

А как вы оцениваете общую ситуацию с экстемпоральным производством лекарств в Украине?

До войны в Украине было около 270 субъектов хозяйствования, которые имели лицензию на изготовление лекарства. Потому что наше государство в свое время сделало ставку на готовые ЛС. И сейчас отечественный аптечный рынок растет по количеству точек отпуска готовых лекарств.

Ко всему был введен мораторий на проверку аптек, поэтому сложно проверить, как работает та или иная аптека, кто там работает, как отпускает лекарства. Поскольку в настоящее время происходит монополизация розничного аптечного рынка, то, как мне кажется, сети не заинтересованы в аптеках, производящих экстемпоральные лекарства.

Будет ли кому изготавливать лекарства в условиях аптеки, обучают ли этому студентов?

Да, обучают, все наши выпускники смогут это делать, поскольку на освоение таких знаний выделено много часов. Хотя кое-кто уже предлагает преподавать аптечную технологию в разделе «История фармации»! С такими «подходами» перспективы этого направления крайне неутешительны. Мы ориентируемся на страны Европы. Почему не во всем? Например, в Германии каждый владелец аптеки должен быть магистром фармации и изготавливать лекарства! Польша также изготавливает лекарства в аптеках, не «в ступках», а уже средствами малой механизации, но не отказывается от такого направления!

Другое дело, что наших выпускников, умения которых по изготовлению лекарств охотно используют за рубежом, становится все меньше. Уже образовался дефицит фармацевтических кадров на отечественном рынке. И их отток продолжается. Наши студенты дневной и заочной форм обучения сдают лицензионные экзамены Крок 1, Крок 2 и после окончания интернатуры – Крок 3. Сама идея «высокой планки» одобрительна, но во время войны, когда многие студенты учатся онлайн, они не могут ее преодолеть, и после нескольких лет учебы в итоге остаются вне профессии. В этом году порог Крок 1 с первого раза не преодолели 94,1 % студентов заочной и 65, 7 % — дневной форм обучения (совокупно по всем ВУЗам, которые готовят будущих фармацевтов). Конечно, многие студенты воспользовались попыткой пересдачи. К слову, в нашем университете исключительно очное обучение практическим занятиям и Крок 1 пересдали 87% студентов дневной и 62% студентов заочной форм обучения (и это один из лучших показателей среди ВУЗов). В то же время аптеки нанимают работников вообще без фармацевтического образования. И об этом все говорят! Такие «специалисты» могут заниматься только торговой деятельностью, и отнюдь не фармацевтической опекой или изготовлением лекарств! А наши студенты, которые не сдали Крок, едут за границу или уходят в другие отрасли.

Все это отпугивает и будущих абитуриентов. К тому же для поступления на специальность 226 «Фармация, промышленная фармация» специализацию 226.01 «Фармация» нужно было иметь 150 баллов НМТ, в том числе и на заочную форму обучения. В результате пришло мало абитуриентов на фармфакультеты всех ВУЗов и все они вместе получили такое количество первокурсников, как в свое время имели фармфакультеты каждый по отдельности.

Так, по результатам выполнения госзаказа по состоянию на 20.08.2024 года подтвердили намерение стать студентами-фармацевтами и получать магистерский уровень высшего образования всего 203 человека, из них 168 — в ВУЗах МОЗ Украины, и 35 – МОН Украины. И это при том, что в нынешнем году выделено гораздо больше бюджетных мест для будущих фармацевтов. Например, нашему университету было выделено 15 мест (ранее не было ни одного).На них поступило только 7 студентов дневной формы обучения. Также у нас зачислено 4 человека на заочную форму. То есть, в этом году мы выпустили 114 фармацевтов, а через 5 лет выпустим не более 11. Кто будет работать в аптеках?

Также сколько уже говорится о необходимости создания банка данных специалистов фармации, внедрения реестра фармработников, что позволило бы анализировать и прогнозировать разные аспекты фармацевтической деятельности. Как, кстати, и реестра пациентов, что дало бы понимание потребностей в том или ином лекарстве. Но дело тормозится…

Украина – фармацевтическое государство, поэтому эти вопросы должны решать в первую очередь, а специалистов в этой области (нынешних и будущих) должны беречь и ценить.

Андрей ГРИЦИК, заведующий кафедрой фармацевтического управления, технологии лекарств и фармакогнозии ИФНМУ, доктор фармацевтических наук, профессор

Фармацевтическое образование в Украине сталкивается со многими вызовами и серьезными проблемами, которые усугубляются из-за выезда специалистов за границу и нехватки кадров на рынке труда. Эти вызовы влияют на качество подготовки новых специалистов и способность отрасли удовлетворять потребности населения.

Ситуация на рынке труда характеризуется критической нехваткой фармацевтов.

Многие аптеки вынуждены привлекать студентов для покрытия кадрового дефицита, людей, не имеющих никакого отношения к фармации, что в свою очередь может отрицательно сказаться на качестве обслуживания.

Отсутствие проверок соблюдения лицензионных условий на фармацевтическом рынке Украины создает серьезные проблемы, которые негативно влияют на качество фармацевтических услуг, безопасность пациентов и однозначно нуждаются в срочном решении. Необходимо укрепить контроль за соблюдением лицензионных требований, улучшить обучение и подготовку фармацевтов для обеспечения населения Украины качественными фармацевтическими услугами.