Эффект бабочки: как дефицит чипов повлиял на глобальную логистику

Эффект бабочки: как дефицит чипов повлиял на глобальную логистику

Сегодня любой бизнес существует в глобальной рыночной среде. С одной стороны, это создает возможности для расширения партнерства, клиентской базы, увеличения прибыли. А с другой – грозит повышением количества рисков для каждой компании. Ведь чем больше факторов влияния, чем они масштабнее – тем больше опасностей подстерегает предприятие.

Это стало особенно заметно в периоды глобального кризиса, эпидемии COVID-19, которая повлияла на все сферы бизнеса: от рынка до покупательских привычек людей. Одной из наиболее показательных проблем, которая произвела негативное влияние на бизнес, привлеченный на всех этапах создания и существования продукта от производства, перевозки, продажи и до конечного потребления, является дефицит чипов, который начался в 2020 году.

Из-за глобальности деятельности по географическому принципу, широкой сети партнеров в разных странах, в частности, среди производителей электроники, техники и автомобилей, логистическая отрасль ощутила значительные убытки с началом дефицита чипов. Трудности также усилились карантинными ограничениями, закрытием границ, приостановлением деятельности портов и контейнерным кризисом.

Как и почему возникла нехватка микросхем?

Наибольшее влияние оказали следующие факторы:

  • ограниченность производства,
  • его остановка из-за пандемии и карантина,
  • рост спроса на электронику.

На самом деле в мире работает очень мало компаний, которые специализируются на создании полупроводников. Это связано со сложностью процессов, потребностью в значительных инвестициях, новейшем оборудованием и лучших профессионалах.

Основные производители чипов – лишь несколько крупных компаний: тайваньская TSMC, корейская Samsung, американские техногиганты Intel, Micron, GlobalFoundries и тайваньская UMC.

Кроме того, проблема дефицита усугубляется тем, что некоторые из чипмейкеров не имеют собственного производства и размещают заказы на базе других предприятий.

С потребительской стороны, вклад в масштабирование кризиса проявился в росте спроса на устройства для учебы/работы в дистанционном режиме, компьютеры, смартфоны, ноутбуки и т.д., а также для развлечений в условиях закрытых ресторанов и ТРЦ, например, игровые приставки.

Кто пострадал от нехватки микросхем?

В первую очередь убытки понесли производители продукции, ориентированной на конечного потребителя: автомобилей, ноутбуков, планшетов, смартфонов, игровых приставок и т.д.

Стоит отметить, что для чипмейкеров производители электроники являются намного более приоритетными заказчиками, чем автокомпании. Из-за дефицита микросхем за 2021 год значительную часть производства остановили производители автомобилей Ford, Nissan, Toyota, Hyundai, General Motors. Главная причина нехватки компонентов в области – непредсказуемо высокий спрос во время пандемии. Через ложные ожидания того, что люди не будут покупать машины в период кризиса, автопроизводители уменьшили заказ микросхем.

По данным BBC, период ожидания поставки чипов для автопроизводителей может достигать 40 недель. Эксперты Susquehanna Financial Group подсчитали, что у таких заказчиков, как Samsung и Apple, он составляет около 17 недель.

Конечные потребители также почувствовали негативное влияние: из-за нехватки микросхем сложно, а в отдельных случаях невозможно приобрести любимые товары – от смартфона до машины. Кроме этого, из-за дефицита и повышения цен на чипы ожидается рост цен на автомобили, а также на бытовую технику и электронику.

Влияние на логистику

Из-за дефицита чипов и, как следствие, снижения производства продукции, нуждающейся в этих компонентах, логистические компании понесли значительные убытки. Кризис вызвал глобальные сбои в цепях поставок. Больше всего пострадали именно компании, специализирующиеся на перевозке автомобилей, или те, в которых этот сегмент составляет значительную долю. Закрытие портов только усилило потери перевозчиков – огромные партии новых авто вынуждены были вернуться на склады производителей.

В мае 2021 года объем отгрузки машин был на 5% ниже, чем до пандемии. По данным компании Clarksons, поставки новых авто с января по июль оказались на 9% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Также наметилась негативная тенденция к дальнейшему снижению объемов автомобильной логистики.

Более того, важно отметить, что 80% мирового производства полупроводниковой продукции сосредоточено в Юго-Восточной Азии, регионе с пока осложненными условиями логистики, в частности, так называемым контейнерным кризисом.

Решение проблемы дефицита микросхем можно ожидать через несколько лет. По прогнозам экспертов, кризис продлится и будет набирать обороты в течение следующего года. Возможное восстановление баланса на рынке микрочипов ожидается не ранее 2023 года.

Что делать логистическим компаниям?

Логистические компании должны быть более гибкими в нынешних реалиях и иметь возможность быстро реагировать на изменения, в том числе разрабатывать новые схемы поставок, чтобы максимально удовлетворить потребности клиента – будь-то скорость, качество или цена перевозок.

«Логистический инжиниринг» приобретает сейчас все большую популярность и требует не только человеческих ресурсов и специальных компетенций, но и технической поддержки для оптимизации цепей поставок.

«В компании GEFCO мы полностью изменили подход к планированию и тщательно относимся к кратковременному фиксированию логистических маршрутов, так называемому транспортному плану с четким учетом производственных мощностей автопроизводителей во избежание непредсказуемых простоев транспорта или недозагрузки транспортных мощностей. В зависимости от объемов производства, гибкий подход позволяет менять виды транспорта и адаптировать маршруты, чтобы придерживаться запланированных предварительно транспортных расходов, поскольку они значительно влияют на конечную стоимость автомобилей для потребителя», – объясняет Ирина Новикова, генеральный директор GEFCO Украина.