- Категория
- Бизнес
Эбру Явуз: Takeda – компания равных возможностей для всех сотрудников, независимо от их пола, национальности или других различий
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
2585
Журналист
Должность генерального директора вновь созданного кластера «Украина и СНГ» глобальной биофармацевтической компании Takeda Эбру Явуз заняла в октябре 2020 года. Изменятся ли цели и задачи Takeda на украинском рынке?
Что удалось реализовать за первые полгода на этом поприще? Об этом – в эксклюзивном интервью для pharma.net.ua
Мадам Эбру, расскажите, пожалуйста, о своей деятельности в фармацевтической отрасли, каковы были ее основные направления? Когда поступило предложение от Takeda и как Вы его приняли?
— Я работаю в фармацевтической отрасли более 20 лет. Направление деятельности было во многом продиктовано моей специальностью — химическая инженерия, поэтому вся моя карьера была связана с воплощением принципов химии в создании фармпрепаратов и медицине. Сначала я работала в одной из турецких фармкомпаний, а затем 13 лет — в датской компании, где отвечала за вопросы регулирования, доступ к рынкам, связи с общественностью, программы реимбурсации и ценообразования.
В 2016 году я присоединилась к Takeda в качестве директора по регуляторным вопросам, доступу на рынки и связям с государственными органами в Турции.
В 2019 я переехала в Дубай и до недавнего времени работала в подразделении ICMEA, которое курирует Индию, Украину, Казахстан, Беларусь, Турцию, Ближний Восток, Алжир, Южную Африку, на позиции руководителя отдела бизнес-операций.
В октябре 2020 года меня назначили генеральным директором недавно созданного кластера «Украина и СНГ» в Takeda. Это отличный пример того, что компания предоставляет равные возможности для всех сотрудников, независимо от их пола, национальности или других различий.
С чем связано создание нового кластера «Украина и СНГ»?
— Развивающиеся рынки приобретают для Takeda все большее значение, поскольку в этих странах для многих нозологий до сих пор нет эффективной терапии или же ее недостаточно. Объединение кластеров Азия-Кавказ и Украина, Молдова, Беларусь связано с тем, что в странах, которые в них входили, достаточно похожие реформы в системах здравоохранения и все еще есть нереализованный потенциал в удовлетворении потребностей пациентов.
Бизнес-подразделение Takeda «Растущие и Развивающиеся рынки», в которое входит кластер «Украина и СНГ», на прошедшей недавно встрече для инвесторов обозначило свои амбиции по достижению двузначной выручки выше рыночной. Целевая выручка в размере 1 триллиона иен (примерно 9 миллиардов долларов США) к 2030 финансовому году представляет собой более чем удвоение текущих доходов. Этот потенциальный рост будет в первую очередь обусловлен сбалансированной географической направленностью и целевыми портфельными инвестициями в 14 высокоинновационных глобальных брендов компании и в портфель разработок первой волны.
Цель изменений — объединить усилия и ресурсы, используя сильные стороны каждого рынка, чтобы ускорить доступ пациентов к инновационным лекарственным средствам, повысить осведомленность пациентов и медицинского сообщества, став надежным партнером для государства в развитии системы здравоохранения.
Почему именно Украина была выбрана для Вашей дальнейшей деятельности?
— Это продиктовано совокупностью факторов. Прежде всего, меня вдохновляет развитие украинской бизнес-среды. Я верю, что открытость и разнообразие — это то, что может помочь Украине двигаться вперед. Кроме того, Украина имеет удобное географическое расположение, что дает возможность быстро взаимодействовать с различными партнерами. Я уверена – это будет способствовать дальнейшему развитию украинского здравоохранения и фармацевтической индустрии.
Каковы, на Ваш взгляд, особенности фармацевтической отрасли Украины в целом и развитии Takeda в стране в частности?
— Украинский фармацевтический рынок довольно конкурентный и показывает хороший рост. У игроков рынка есть большой потенциал для развития, но, к сожалению, разработка новых инновационных лекарств — пока неподъемная задача для украинских компаний в финансовом плане.
Глобальные фармацевтические компании ежегодно вкладывают миллиарды евро в научно-исследовательские работы. К примеру, за 9 месяцев 2020 года Takeda инвестировала в это направление больше 3 млрд долларов. При этом разработка новых лекарств — не только дорогой, но долгий и экономически рискованный процесс. Мы понимаем, что украинские компании пока не могут себе этого позволить.
В Украине в денежном выражении только 9% лекарств — это инновационные препараты, тогда как 91% — воспроизведенные, то есть генерики. Увеличение процента современных лекарств и является нашей задачей как глобальной биофармацевтической компании в Украине, ведь Takeda стремится улучшить доступ как можно большего количества пациентов к инновационным препаратам.
Какие требования предъявляет Takeda к персоналу в локальных странах своего присутствия? Есть ли отличия в кадровой политике в разных странах?
— Takeda — ценностно-ориентированная компания. Это проявляется не только в нашем отношении к пациентам, но и к сотрудникам, которые помогают реализовывать нашу миссию. Важные составляющие нашей философии «Такедаизма» — верность принципам, справедливость, честность, упорство. Мы также стремимся создать культуру многообразия. Это означает, что Takeda приветствует и равно относится к сотрудникам разного пола, национальностей, религиозных взглядов и т.д. Это помогает нам быть командой, главной целью которой является помощь пациентам по всему миру. Takeda представлена в более чем 80 странах, а значит, наши пациенты очень разные – как и мы.
Сотрудники во всех странах, где присутствует Takeda, имеют равные возможности и к ним предъявляются одинаковые требования. Чтобы обеспечить это, мы используем различные подходы. Например, мы разрабатываем индивидуальные планы развития для всех сотрудников. Они включают формальное и неформальное обучение и тренинги, обучение с помощью проектов, кураторство и наставничество. В случае открытия вакансий в компании рассматриваем в первую очередь наших сотрудников, чтобы они были мотивированы расти и развиваться в рамках Takeda.
Сотрудники – это залог нашего успеха. Мы создаем культуру многообразия, сотрудничества, безопасности и открытости, где каждый достигает результатов и растет как личность. Мне кажется именно в этом залог нашего успеха как работодателя.
Сотрудники – это залог нашего успеха. Мы создаем культуру многообразия, сотрудничества, безопасности и открытости, где каждый достигает результатов и растет как личность. Мне кажется именно в этом залог нашего успеха как работодателя. В этом году Takeda уже в пятый раз подряд получает звание лучшего работодателя в Украине и в четвертый раз глобально от независимой международной организации Top Employers Institute. В ходе аудита оцениваются 20 направлений управления персоналом в шести сферах, в частности корпоративная культура, ценности, долгосрочное развитие компании, карьерный рост, обучение, разнообразие и вовлеченность команды, благополучие сотрудников и рабочая среда. Я горжусь, что в этом году мы даже превзошли требования независимых аудиторов.
Кто составляет топ-менеджмент Takeda в вашем кластере? Вы отдаете предпочтение экспатам или украинским специалистам?
— Как я сказала, в Takeda каждый может достичь успеха и реализовать себя независимо от национальности. В первую очередь, важен профессионализм и приверженность ценностям компании.
Хотя Takeda имеет японские корни, мы позиционируем себя как глобальную компанию. Поэтому среди топ-менеджмента — представители разных стран. Может прозвучать парадоксально, но Коки Сато, который ранее руководил кластером «Украина, Молдова, Беларусь», был одним из немногих японцев среди топ-менеджмента компании. Кстати, недавно он назначен директором по стратегическому развитию и теперь входит в состав исполнительной команды Takeda. Это назначение — яркий пример возможностей для личного роста не только в рамках локального подразделения, а и для построения международной карьеры в компании.
Что касается кластера «Украина и СНГ», то здесь работает многонациональная команда. Для нас важна глубокая экспертиза и понимание локальных рынков, поэтому я рада, что могу полагаться на коллег в Украине, Беларуси, Казахстане, Узбекистане и других странах кластера.
Какие социальные бонусы имеют сотрудники компании в период эпидемии?
— Takeda одной из первых приступила к разработке терапии против COVID-19, мы как никто другой осознаем риски, связанные с пандемией. Поэтому с марта 2020 все сотрудники Takeda, включая медицинских представителей, работают удаленно.
К сожалению, из-за того, что COVID-19 относится к списку особо опасных инфекций и является пандемией, ведение заболевания не покрывается стандартными программами медицинского страхования. Поэтому мы расширили условия медицинского страхования и выплат для наших сотрудников — включили проведение ПЦР-тестов по назначению врача, финансовую помощь в случае положительного теста.
В то же время, уже почти год мы все работаем из дома, и в такой ситуации бывает сложно отделить работу и отдых, ведь дом стал офисом. Поэтому мы стараемся постоянно собирать обратную связь от сотрудников и поддерживать их хорошее самочувствие и настроение. К примеру, внедрили онлайн-занятия по йоге, подготовили памятку о том, как соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Важно, чтобы сотрудники были здоровы, вовремя обедали, отдыхали, проводили время со своими семьями.
Мы также регулярно проводим дни без онлайн-совещаний, чтобы отдохнуть от звонков. Кроме того, компания создала своеобразную горячую линию, куда сотрудник может обратиться с любыми психологическими проблемами, и профессиональный консультант даст рекомендацию, что делать в той или иной ситуации.
Как Вы считаете, изменит ли пандемия коронавируса долгосрочный фокус Big Pharma?
— COVID-19 однозначно стал вызовом для фармпроизводителей. Усилия, которые наши коллеги прилагают для борьбы с пандемией по всему миру, впечатляют. Мне кажется, что сотрудничество и объединение усилий, в частности в вопросах экспертизы, стали одним из символов прошлого года. Надеюсь, что и после преодоления пандемии этот дух кооперации сохранится.
В этом смысле я не могу не вспомнить об инициированном Takeda Альянсе, в рамках которого объединились мировые лидеры для разработки терапевтического средства против COVID-19.
Если говорить о тенденциях развития фарминдустрии в целом, то я бы отметила, что в долгосрочной перспективе внимание ведущих фармацевтических игроков будет по-прежнему сконцентрировано на поиске инновационного лечения в более узких направлениях: иммунология, онкология, орфанные заболевания. Но в 2021 году COVID-19 будет оставаться в центре внимания компаний.
Что касается Takeda, наш фокус остается неизменным — мы продолжаем работать в 4 ключевых направлениях: онкология, редкие заболевания, гастроэнтерология, неврология, а также инвестируем в препараты на основе дериватов плазмы крови и вакцины. Обеспечивать доступ пациентов к лекарствам в этих направлениях остается приоритетом для нас.
Все больше компаний Big Pharma сужают фокус своей деятельности и концентрируются на очень нишевых и узких сферах. С чем это связано?
— Это объясняется, прежде всего, перенасыщенностью рынка препаратами от распространенных заболеваний и, как следствие, — неудовлетворенностью нужд пациентов в более нишевых категориях. Особенно это касается редких заболеваний, которые хоть и называют редкими, но во всем мире людей с такими болезнями более 350 млн. Для большинства из них до недавнего времени не существовало лекарств или их было недостаточно. Поэтому крупные фармигроки инвестируют в разработку препаратов в таких категориях. Для Takeda терапия редких заболеваний — тоже одно из ключевых направлений.
Тенденцию к уходу в нишевые направления подтверждают цифры. К примеру, по данным исследования Orphan Drug Report 2020 аналитической компании EvaluatePharma, по итогам 2019 глобальный рынок орфанных препаратов оценивается в 128 млрд долларов США. В 2024 его объем может достичь 217 млрд долларов, или 18% глобального рынка рецептурных препаратов.
Насколько, по вашему мнению, сейчас у украинских пациентов есть доступ к инновационной терапии? Что делается в этом направлении?
— Недавнее исследование Американской торговой палаты и Ассоциации производителей инновационных лекарств (APRaD) показало, что, к сожалению, в Украине государство финансирует только 12% общих расходов на лекарственные средства. Это самый низкий показатель по сравнению даже с некоторыми странами Восточной Европы, где он составляет в среднем около 74%.
При этом доля оригинальных лекарств в государственных закупках одна из самых низких и продолжает снижаться. Это влияет в первую очередь на доступность инновационной терапии для украинских пациентов.
Расширить доступ к инновационному лечению и достичь лучших показателей здоровья в Украине можно благодаря полноценному внедрению оценки медицинских технологий (ОМТ), широкому использованию договоров управляемого доступа, процедуры контроля назначений лекарственных средств и др. Мы поддерживаем шаги со стороны правительства, которые помогут внедрить эти инструменты. В частности приветствуем недавнее решение о запуске договоров управляемого доступа.
Фарминдустрия также готова предложить помощь по внедрению оценки медицинских технологий, созданию и улучшению медицинской инфраструктуры, обучению врачей. Takeda уже предпринимает шаги в этом направлении. К примеру, в рамках диагностического проекта совместно с медицинской лабораторией «Діла» наша компания предоставляет бесплатную диагностику гемофилии. А для пациентов с подозрением на это редкое заболевание. До пандемии мы также регулярно проводили обучающие мероприятия для украинских врачей.