- Категория
- Лекарства
Старые препараты могут стать новой панацеей от коронавируса?
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
5113
Шеф-редактор thePharmaMedia
Ученые ищут лучшие способы лечения COVID-19, рассматривая разные варианты, будь то использование старых лекарств или разработка новых. Т.к. для разработки нового Л.С. нужно много времени, они остановились на варианте перепрофилирования. Что это за Л.С.?
Исследователи во всем мире работают с рекордной скоростью, чтобы найти лучшие способы лечения и предотвращения осложнений COVID-19, и рассматривают любые варианты – от возможности перепрофилирования существующих лекарств до создания новых препаратов «с нуля».
Разработка нового препарата – долгий и рискованный путь, поэтому ученые по большей части сконцентрировались на варианте перепрофилирования. Но по каким же критериям или принципам исследователи выбирают именно те, а не иные препараты? И что это за лекарства?
Методом перебора
На самом деле принцип подбора кандидатов исследователи и врачи объясняют по-разному. Вот как это видит Лиза Данциг, главный медицинский советник фонда COVID-19 Early Treatment Fund (CETF), созданного специально для поиска вариантов лечения среди существующих ЛС.
По ее словам, «это заболевание состоит из двух компонентов – вирусной инфекции и иммунопатологии, следовательно, две самые многообещающие категории лекарств – это «классические» противовирусные препараты (или лекарственные средства, обладающие противовирусной активностью) и иммуномодуляторы».
«При выборе мы не привязываемся к механизму действия. Неважно, что это за лекарство, если оно удерживает от попадания в больницу и предотвращает хронизацию и смертность», – честно признает она, врач по профессии.
По ее логике, производители лекарств не тестируют свои препараты при всех болезнях, где они могут быть эффективны, следовательно «переназначение лекарств может сработать, однако если мы не будем искать, мы точно ничего не найдем».
Исследовательская группа выявила 69 соединений, которые обладают «теоретической активностью» против SARS-CoV-2, и 29 из них уже утверждены FDA. «Мы подумали, а почему бы нам не начать их тестировать?», – не кривя душой, сообщает Лиза Данциг в интервью medscape, тут же приводя убийственный пример: «Виагра», провалившаяся при гипертонии.
Собственно, есть и куда более свежий пример – гидроксихлорохин.
Кибернетический подход
Другие исследователи, ищущие иголку в стоге сена, решили использовать для поиска методов лечения COVID-19 искусственный интеллект. Так поступили сотрудники Гарвардской медицинской школы, с которыми подписало соглашение на сумму до 16 миллионов долларов Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). В течение 2021 года гарвардские ученые обязались выявить и проверить неназванное количество препаратов, уже одобренных FDA, которые можно было бы использовать для профилактики или лечения COVID-19.
Команда проводит начальную оценку различных лекарств, используя вычислительные подходы. На первом этапе для определения соединений в качестве потенциальных терапевтических средств подключают технологию Human Organ Chip, которая заменяет длительные эксперименты на животных моделях, затем подходящие кандидаты отправляются на тестирование in vitro. Наиболее многообещающие лекарства передаются в лабораторию и проходят этап проверки на животных. В конечном итоге они должны будут пройти отдельные испытания на людях.
Эмпирическим путем
Множество таких лекарств начало тестироваться в новом качестве после того, как опыт отдельных врачей (или ретроспективные исследования, опубликованные отдельными специалистами), показал неожиданную корелляцию между использованием определенного препарата и частотой развития осложнений либо сокращением периода госпитализации. Хотя, опять же, корелляция – это еще далеко не причинно-следственная связь.
Однако, как бы там ни было, сейчас по всему миру проводятся тысячи клинических исследований, посвященных лечению и профилактике COVID-19, и в них фигурирует множество препаратов. Только летом Европейское агентство по лекарственным средствам сообщило, что оно обсуждает проверку 132 потенциальных методов лечения COVID-19.
Текущие продукты, оценивающиеся как средства для лечения COVID-19, обычно делятся на две категории:
- противовирусные препараты, которые предотвращают размножение вируса,
- иммуномодуляторы, которые помогают иммунной системе бороться с вирусом или, наоборот, не дают ему чрезмерно реагировать на инфекцию.
Некоторые потенциальные методы лечения действуют по-другому или через несколько механизмов. И ученые считают, что они «пересекаются» тем или иным образом с жизненным циклом вируса. Ну, а некоторые из этих «перепроверяемых» лекарств нам прекрасно известны.
5 старых препаратов от нового коронавируса
- Аспирин. Предполагается, что он обеспечивает тройной терапевтический эффект:
- подавление репликации вируса;
- снижение свертываемости крови;
- противовоспалительное действие. Проверяется от COVID-19 сразу в трех клинических исследованиях: C-19-ACS; ‘Protective Effect of Aspirin on COVID-19 Patients’ (PEAC) и известном всем RECOVERY.
- Омепразол – ингибитор протонной помпы, показанный для лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Исследуется в качестве адъюванта (вспомагательной терапии) при COVID-19, поскольку ранее было показано, что этот ИПП повышает активность ацикловира при лечении герпесвирусной инфекции, таким образом его собираются применить как «бустер» при коронавирусе. Текущее испытание, C-19-ACS, проверяет эту гипотезу.
- Статины – распространенные гиполипидемические средства, используемые для предотвращения сердечно-сосудистых событий, как предполагают сейчас, также могут быть полезны и при COVID-19: они уменьшают воспаление, снижают риск образования тромбов и предотвращают повреждение эндотелиальной ткани. Также были найдены некоторые доказательства того, что они могут действовать как… противовирусные агенты, но конкретные данные по этой теме отсутствуют. Целесообразность использования статинов по этому новому показанию должны будут подтвердить в исследовании C-19-ACS.
- Фамотидин – антагонист рецепторов гистамина-2 – еще один препарат, используемый при лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, проще говоря, это лекарство от изжоги. В отношении его использования при коронавирусной инфекции были собраны данные, позволяющие предположить, что он повышает вероятность улучшенного исхода у пациентов с COVID-19, не нуждающихся в госпитализации. Текущее испытание, Multi-Site Adaptive Trials for COVID-19, покажет, насколько это возможно.
- Флувоксамин – антидепрессант, селективный ингибитор обратного захвата серотонина (СИОЗС), используемый в психиатрии еще с начала 1990-х. Сейчас же считается, что флувоксамин может предотвратить клиническое ухудшение у пациентов с COVID-19, стимулируя рецептор σ-1, который регулирует выработку медиаторов воспаления, запускающих так называемый цитокиновый шторм.
Одно небольшое исследование с участием взрослых амбулаторных пациентов с симптоматическим течением COVID-19, показало, что лица, получавшие флувоксамин, продемонстрировали более низкую частоту клинического ухудшения в течение 15 дней по сравнению с плацебо.
Более крупные рандомизированные испытания должны подтвердить эти результаты, и одно из них – STOP COVID – уже проводится.