Фармацевт в США: сколько он зарабатывает и какие условия работы?

Во всех странах мира фармацевты несут ответственность за выданные клиенту лекарства. Но в США они отвечают за это…своей лицензией.

Впрочем, такой высокий уровень ответственности компенсируется высоким социальным статусом и хорошей зарплатой. О своем пути в фармацию и нюансах профессии в США Pharma.net.ua рассказала бывшая соотечественница Анастасия Кравченко.

Где вы получили образование, как попали в США и почему решили работать в аптеке?

– Я переехала в США из Днепропетровска на постоянное место жительства вместе с родителями, когда мне было 13 лет. Мы поселились в городе Сан-Антонио, это штат Техас. После окончания общеобразовательной школы конечно же встал вопрос о будущей профессии. Я хотела пойти по маминым стопам – в Украине она была врачом-невропатологом. Но для начала решила получить базовое образование и поступила на биохимический факультет Техасского университета. Потом были еще четыре года в фармацевтической школе – там я получила степень PharmD (Doctor of Pharmacy).

Припоминаю мои первые университеты на фармацевтической фабрике! Мне так понравилось работать с лекарствами, что я решила – это и будет моей профессией.

В США для того, чтобы стать дипломированным специалистом в области фармацевтики нужно от 8 до 10 лет с учетом резидентуры.

Почему я решила работать именно в аптеке? В профессии фармацевта очень органично соединилось все, к чему лежит моя душа – биохимия, химия, фармакогенетика, фармакодинамика и конечно же большое желание помочь больному человеку.

Легко ли фармацевту найти работу в США?

– Раньше было довольно много вакансий, но в последнее время ситуация изменилась, поэтому получить хорошую должность, например, такую, как у меня, не просто. Я работаю в аптечной сети CVS фармацевтическим мененджером и являюсь главным фармацевтом нашей аптеки. Конкуренция очень серьезная, ведь фармацевтические школы каждый год выпускают специалистов. Больше шансов у тех, кто уже имеет хотя бы минимальный опыт работы, особенно для соискателей в аптечном менеджменте. Работодатели берут во внимание любой опыт роботы в аптечной сети либо научном учреждении, приветствуется и учеба в интернатуре. Ведь часто случается, что человек получил диплом фармацевта, но практического опыта работы с фармпрепаратами, как и customer exsperirnce, то есть опыта работы с клиентами, у него нет, поэтому и шансы невелики. У фармацевта в США достаточно широкое поле профессиональной деятельности – ему можно трудоустроиться практически в любой сфере, где выдаются лекарственные средства. Это могут быть дома престарелых, больницы, аптеки, тюрьмы, поликлиники, научные учреждения.

Какова роль фармацевта в системе здравоохранения США?

– Фармацевт в США – это последняя линия защиты пациента. То есть никогда доктор не назначит лекарственное средство больному без согласования с фармацевтом. Именно фармацевт решает, подходит данное лекарство пациенту или нужно подобрать более эффективное или безопасное средство. Например, в нашей аптеке, когда ко мне обращается посетитель с рецептом, я первым делом смотрю, подходит ли этому пациенту назначенный препарат, учитывая не только главную проблему, но и сопутствующие заболевания. Вся информация о пациенте и его болезни есть в определенном банке данных, а если мне нужны какие-то дополнительные сведения, то я всегда могу позвонить врачу или в медучреждение, чтобы принять правильное решение. Также я проверяю дозу, подобранную врачом, учитываю совместимость отпускаемого лекарства с теми препаратами, которые он уже принимает, а также беру во внимание лабораторные показатели. Если я не согласна с выбором врача, то звоню ему и говорю, что нужно изменить фармакотерапию и указываю причину.

Фармацевт может вносить коррективы, заменять и даже отменять назначенное лекарственное средство, но эти изменения обязательно согласовываются с лечащим врачом. То есть фармацевт обязан предотвратить побочное действие и добиться высокой терапевтической эффективности фармакотерапии.

А врачи спокойно воспринимают такой контроль?

– Старшее поколение врачей еще не совсем привыкло, что фармацевты постоянно контролируют назначение препаратов. В последние годы фармацевтическая отрасль пережила ряд трансформаций, это касается и обучения фармацевтов, которые теперь приобретают свои профессиональные навыки вместе с другими медицинскими работниками – врачами, медсестрами, диетологами и др. Все тренируются вместе. Такая модель обучения создана для того, чтобы в будущем они могли легко работать в одной команде. Раньше такой практики не было, потому что за фармакотерапию отвечал только врач. Теперь же это зона ответственности фармацевта. К примеру, пациенту предстоит операция по удалению желчного пузыря, и в компетенции фармацевта объяснить больному, какие препараты он должен принимать до операции и после, как будет происходить оперативное вмешательство, возможные риски операции. В обязанности фармацевта входит и самостоятельный подбор препаратов для медикаментозного обеспечения операции с учетом непредвиденных обстоятельств. Клинические фармакологи, которые работают в медучреждениях, вместе с врачами и другими специалистами участвуют в медицинских обходах. Они не просто наблюдают, какое средство назначит врач, а сами предлагают возможные варианты, часто не соглашаются с мнением врача, дискутируют и уже после детального обсуждения коллегиально принимается решение. Задача фармаколога в больнице также провести расчеты и дозирование препаратов, подбирая индивидуально для каждого пациента нужную дозу, учитывая показатели его самочувствия на данный момент.

Никто свыше не контролирует мои профессиональные действия, я сама несу ответственность за клиническую часть моей работы. Я должна скрупулезно проверить все, что выписал пациенту врач. Ошибка в рецепте будет очень дорого стоить – фармацевт может лишиться своей лицензии и навсегда потерять право практиковать в этой профессии.

Как проходит ваш рабочий день и сколько он длится?

– Мой день начинается с работы с рецептами. Их приносят нам сами посетители, присылают факсом или с помощью интернета – это электронный рецепт от врача к фармацевту. К утру меня уже ожидают где-то 40-50 рецептов, которые пришли за ночь из больниц или от врачей частной практики, работающих допоздна. Конечно, самой с таким количеством рецептов мне не справиться, поэтому на каждой смене у меня есть четыре помощника, которые распечатывают рецепты и вводят их в нашу аптечную систему. После этого я уже непосредственно приступаю к своим обязанностям – изучаю, насколько эффективны для пациента прописанные там лекарства, совместимы ли с они с другими препаратами и т. д. Если нет никаких замечаний, рецепт с моей резолюцией возвращается к моим помощникам, которых здесь называют ”техническими фармацевтами” – они и выдают лекарственные средства. Интересно, что все предназначенные больному препараты они складывают в специальный контейнер, вместе с нашими уточнениями на бланке: названием препарата, прописанными дозами и рекомендациями, как принимать. Это минимизирует вероятность ошибки и помогает пациенту не перепутать лекарства и время приема.

Что касается условий работы, то мой рабочий обычно восьмичасовой, но иногда приходится работать по 12 часов ( это планируется заранее). Большую часть времени я занимаюсь рецептами, в среднем за день через мои руки их проходит от 200 до 400. Остальные 20% своего рабочего времени я общаюсь с врачами, пытаюсь решить проблемы с медикаментами, пациентами, предписаниями, также часто консультирую клиентов. Иногда лечащий врач не все знает о своем пациенте. К примеру, недавно, к нам обратилась молодая женщина, о беременности которой ее врач не был уведомлен, и мне пришлось заменить лекарства, чтобы избежать негативных последствий.

В последнее время наша аптека предоставляет еще и такой сервис, как тестирование на COVID -19.Это тоже часть моей работы. Для того, чтобы обезопасить персонал, клиент сам берет у себя мазки из носа (это он может сделать, к примеру, у себя в машине), а мой помощник передает их на тестирование. Если проводим тестирование у себя в аптеке, то отсылаем образцы в лабораторию, а если ездим по домам престарелых и другим заведениям, то результат получаем на месте. Еще мы проводим у нас в аптеке вакцинацию людей от различных заболеваний.

Насколько престижна профессия фармацевта в Америке?

– Престижная ли это профессия? С моей точки зрения, конечно же да. Об этом свидетельствуют немалая конкуренция на рынке труда. Ну и, разумеется, это одна из высокооплачиваемых специальностей. Сейчас особенно ценятся «узкие» специалисты: онкологический фармаколог, кардиологический и даже ветеринарный фармаколог. Для этого нужно еще два года потратить на учебу в резидентуре. И большинство тратят, так как это дополнительный шанс получить хорошую должность. Думаю, уже в ближайшем будущем резидентура будет обязательной для любой фармацевтической специальности.

Есть ли в США профессиональные ассоциации для работников аптек? Какие преимущества даёт членство в них?

– Таких ассоциаций в США довольно много. Это и большие организации, скажем так, общей фармацевтической практики, куда входят клинические фармацевты, преподаватели, научные сотрудники, специалисты фарминдустрии и др. Есть и великое множество ассоциаций узкоспециализированных, к примеру, ассоциация независимых или частных фармакологов, клинических фармацевтов, диетических, психиатрических, онкологических фармацевтов и т. д. Не исключено, что специалист может быть членом сразу нескольких таких объединений. К примеру, я вхожу в одну большую, которая называется APhA (American Pharmacists Association), а также в ассоциацию клинических фармакологов, поскольку раньше готовилась к работе в больнице и мне интересна эта сфера.

Наша ассоциация проводит огромную работу. Каждые два года мы должны обновлять свою лицензию, предоставляя отчет о том, что наработали 30 часов самообразования в фармакологической сфере. Так вот наша ассоциация проводит для нас специальные обучающие курсы, на которых мы получаем всю необходимую информацию о новых тенденциях, препаратах, инновациях в фармацевтической сфере. Также она усиленно занимается вопросами эффективности лекарственных средств. И когда возникает проблема, например, от медикамента нет ожидаемого эффекта, то ассоциация находит пути, чтобы, к примеру, переадресовать наш запрос исследователям, которые изучат проблему, чтобы потом дать компетентный ответ. Также ассоциации работают над усовершенствованием профессии фармацевта: расширением сферы сервиса, усилением коллаборации с врачами. Во многих штатах фармацевты теперь могут сами назначать лекарства, выписывать рецепты – все это благодаря активности ассоциации. К слову, у нас в Техасе уже есть фармацевты, наделенные правом в сотрудничестве с врачами выписывать рецепты. Еще десять лет назад, когда я только начинала учебу в университете, об этом не могло быть и речи, а сегодня такая практика все больше становится обыденной.

А бывают ли в американской аптеке недовольные посетители и как вы с ними работаете?

– В американской аптеке главный персонаж, на которого сфокусирована вся ее деятельность – клиент. Конечно, и у нас бывают недовольные посетители, но при этом фармацевт должен понимать, что большинстви из них – это люди, которые себя плохо чувствуют, потому у них плохое настроение. Не стоит принимать это на свой счет, но учитывать такой момент нужно обязательно. К примеру, приходит пациент, которому назначили наркотическое обезболивающее средство, а фармацевт предлагает позвонить его доктору, чтобы заменить препарат другим, менее токсичным. Посетитель расстраивается и требует, чтобы лекарство ему выдали немедленно, мол, врач прописал идеальный препарат. Но для нас это не причина идти на поводу у клиента, ведь наша цель безопасность пациентов. И когда я ему говорю это, он соглашается подождать, пока я согласую все нюансы с его лечащим доктором. Конечно, мы предоставляем возможность клиентам обратиться со своей жалобой к менеджеру, но только в тех случаях, когда это не имеет отношения к выдаче медикамента. Они могут пожаловаться на грязную стену возле окошка аптеки, на то, что вместо 15 минут прождали 30, и тогда управляющие аптекой стараются разрешить эту проблему: добавить больше часов помощникам фармацевта или найти другой выход из проблемной ситуации. То есть все вопросы, не связанные с медикаментами, решают наши управляющие.

Много ли в Штатах частных маленьких аптек, и чем они отличаются от сетевых?

–Если рассматривать в процентном соотношении, то в США примерно 35 % частных небольших аптек, остальной рынок поделили большие сетевые фармучреждения. Главное отличие сетевых аптек в том, что они владеют еще и страховыми компаниями, реперфузионными центрами им легче выжить в мире бизнеса. Конкуренция подталкивает маленькие аптеки создавать новые источники доходов, к примеру, заниматься экстемпоральным производством. Чаще всего они делают по рецепту врача гормональные препараты, лекарства для онкологических больных, поскольку там нужно учитывать индивидуальную дозировку ингредиентов, а также ветеринарные лекарственные средства. Еще одна особенность небольших аптек – возможность ближе и дольше общаться с клиентом, поскольку у них не такой наплыв посетителей, как у нас. Живое общение, домашняя атмосфера, бесспорно, нравятся посетителям, а для аптеки это способ заслужить доверие и лояльность клиента.

Лариса Лукащук, специально для Pharma.net.ua