Где ждут украинских фармацевтов?

Эпидемия COVID-19 помимо всего прочего привела к резкому сокращению рабочих мест в мире. Несмотря на то, что фармотрасль, включая и аптечный сегмент, в это время набирала обороты, кризис коснулся и ее. Как это отразилось на кадровой ситуации в фармации?

С началом карантина рынок труда замер: первые шесть недель по данным work.ua количество и вакансий, и резюме планомерно уменьшалось. По сравнению с остальными сферами бизнеса, например, недвижимостью, отельно-ресторанным и розничной торговлей, медицинская и фармацевтическая отрасли чувствовали себя как минимум спокойнее. Есть ли поводы для оптимизма у игроков фармрынка сегодня? Проанализировать сложившуюся ситуацию и поделиться прогнозами Pharma.net.ua попроосил Ирину Далецкую, директора рекрутинговой компании A-HR.

Бигфарма: все ок!

Бигфарма оказалась среди тех отраслей мировой экономики, которые понесли наименьшие потери вследствие пандемии. По сравнению с данными на 1 марта, количество рабочих мест в отрасли по всему миру выросло на 44.6%. Это можно объяснить экстренным перепрофилированием многих производств «на злобу дня», то есть в связи с увеличением спроса на дезинфицирующие средства, противовирусные и жаропонижающие препараты, а также ЛС, которые используются при лечении больных COVID-19. Безусловно, это временный тренд, но продлиться он может довольно долго. Украина не исключение, аналогичные тенденции можно наблюдать и у нас.

Большая часть вакансий в медицинско-фармацевтическом секторе, которые размещаются сейчас на сайтах поиска персонала по всему миру, открыта для провизоров, расфасовщиков лекарств, медсестер, фельдшеров, лаборантов-фармацевтов. Обычно средняя заработная плата для такого специалиста в Европе составляет около 2000 евро, но сейчас она выросла на 5-7% за счет бонусов и надбавок в основном за работу в условиях цейтнота. Повсеместно не хватает сиделок и младшего медицинского персонала – это общемировая проблема. Ее отлично решают кадры с фармацевтическим образованием, за которое иногда даже доплачивают.

Спрос на квалифицированных врачей, биологов и фармацевтов вырос в странах Европы, особенно в Польше и Чехии. Высоко оценивают квалификацию наших мед- и фармработников в странах Ближнего Востока. Это позволяет прогнозировать продолжение оттока кадров из Украины за рубеж – как только откроют небо. Единственным сдерживающим фактором для наших медиков может стать угроза заражения коронавирусной инфекцией в странах, где пандемия приобрела наиболее угрожающие масштабы. Впрочем, уровень обеспеченности средствами защиты, значительно превышающий украинский, да и система организации санэпидбезопасности в развитых странах для большинства является весомым аргументом в пользу рабочей эмиграции.

Украинские фармпроизводители настороже

Украинские производители фармпрепаратов пока не очень ощутили на себе действие пандемии. Согласно данным опроса, опубликованного на портале robota.ua, 25% фармацевтических компаний Украины оценивают ситуацию на рынке как стабильную, а 5% даже отметили значительное улучшение.

Крупные компании практически не сокращали количество вакансий во время карантина, однако акценты сместились: срочно ищут сотрудников для производственной сферы и сервиса.

Отбор кандидатов на остальные вакансии идет без спешки, тщательно, в несколько этапов, что говорит об отсутствии дефицита кадров. Начинает расти спрос на торговых представителей, однако для середины года это вполне типичная картина.

Все предприятия (не только фармацевтического сектора) оптимизируют затраты, в том числе и на персонал. Исходя из нынешних реалий пересматриваются процессы и нагрузка для существующего персонала.

Многие игроки фармацевтического рынка приостановили сотрудничество с рекрутерами. Есть и те, кто полностью заморозил найм новых сотрудников на время карантина.

Заработная плата в крупных корпорациях осталась на прежнем уровне, а вот в небольших компаниях наблюдается ее снижение на 15-20%. И это, в первую очередь, зарплата офисных сотрудников, но не работников производства.

Есть все основания надеяться на то, что по окончании карантина, когда медучреждения заработают в прежнем режиме, зарплата вернется на прежний уровень. Сложно сориентировать по срокам возобновления работы предприятий в полном объеме – это зависит от возвращения в оффлайн каждого из них. По предварительным оценкам, это случится в июне-октябре.

Комментарий

Николай Андониев, заместитель генерального директора по качеству Научно-производственной фармацевтической компании «ЭЙМ»

- Специфика нашей компании в том, что мы выпускаем фитопрепараты. Они традиционно используются для «долгого» лечения хронических заболеваний, а также в профилактических целях, но эпидемия коронавируса сделала некоторые из них хитами продаж. Например, запасы сборов «ИММУНОФИТ» (обычно лидер продаж с конца) и «БРОНХОФИТ» на складах просто иссякли. Подобная ситуация была и во время свиного гриппа, но нынешняя как для весны выглядела аномальной.

Кадровый вопрос всегда зависит от продаж. В период карантина некоторые компании заявляли, что активно набирали людей. У нас ничего похожего не происходило. Мы оптимизировали бизнес-процессы, и максимально загрузили людей работой. Наша команда достаточно профессиональна, и собиралась по крупицам десятилетиями, поэтому вопрос об увольнении кого-либо вообще не ставился, даже в столь нелегкое время. А что потом? Опять искать и обучать? Несравненно дороже получится. Кадровую оптимизацию на период пандемии мы все же провели — часть сотрудников по собственному желанию ушли в отпуск за свой счет. Это были сотрудники, находящиеся в группе повышенного риска, и те, которым особенно сложно добираться до работы. Также часть сотрудников, которые могли полноценно выполнять свои функции удаленно, делала это онлайн.

Мы «заморозили» все наши вакансии на сайтах поиска персонала. В первую очередь потому, что в процессе собеседования многие должности предполагают реальное знакомство с предприятием, а водить новых людей по производству в период пандемии «неизвестного по последствиям заболевания» — огромный риск. При этом рекрутинговые сайты всячески пытались нас вернуть, предоставляя всевозможные льготы при размещении вакансий. Но мы четко определились: возобновим сотрудничество, когда закончится карантин и стабилизируется экономическая ситуация.

К тому же набирать новых людей в данной ситуации оказалось бессмысленно: очень многие процессы оптимизировались, причем зачастую естественным образом. Стало очевидно, что количество кофе-брейков можно сократить, а онлайн-совещания легче модерировать и их продуктивность выросла на 30 % по сравнению с оффлайн.

Пожалуй, как и для любой компании, самые дефицитные кадры для нас — квалифицированные и талантливые. Мы в первую очередь отдаем предпочтение людям с высокой самоорганизацией, умеющим принимать решения и тем, кого сложно выбить из колеи в сложных ситуациях. Именно в условиях карантина эти качества вышли на первый план. Что касается нашей специфики, то нам всегда нужны инженерный персонал, химики и специалисты по управлению качеством. Работа с лекарственными растениями и химическими субстанциями — принципиально отличающиеся направления. Мы очень много внимания уделяем обучению кадров, поскольку они у нас уникальные. Например, обычный химик, приходя в нашу компанию, порой год, а то и два обучается и адаптируется под нашу специфику. И в результате становится полноценным химиком-аналитиком практически по всем направлениям химического анализа, используемого в нашей лаборатории. То же касается и других сотрудников — они становятся универсальными. В крупных компаниях сотрудник отвечает только за какой-то свой маленький процессик, будучи полностью загруженным. У нас же по некоторым процессам невозможно обеспечить полную загрузку, поэтому многие сотрудники ведут по несколько процессов, ощущая себя творцами одного общего дела. Такие кадры пользуются большим спросом, в том числе и в международных фармкомпаниях, исследовательских учреждениях, на более крупных производствах, где по некоторым вакансиям нашим «выпускникам» платят 1,5 – 2 тыс. у. е. Конечно, зарплату такого уровня мы предложить не можем, зато гарантируем свободу творчества и профессиональную независимость.

По грядущей экономической ситуации, эксперты дают пессимистические прогнозы, но мы в 2014-2015 годах пережили времена и похуже. Поэтому в будущее мы смотрим со здоровым оптимизмом и строим долгосрочные планы развития.

Почему от COVID-19 пострадали аптеки?

А вот аптеки ощутили удар эпидемии по полной программе. И до карантина-то найти квалифицированного фармацевта было нелегко, а когда провизоры стали уходить в отпуск за свой счет, не желая рисковать здоровьем на рабочем месте, и к тому же болеть (Украину посетил не только коронавирус – ОРВИ тоже не отменили своих плановых визитов), дефицит в этой сфере стал особенно ощутим. Многие аптеки перешли на сокращенный рабочий день, а те, кто трудится в прежнем графике, стараются сократить количество рабочих часов персонала там, где это возможно.

Поскольку медицинские учреждения сфокусировались на решении проблемы COVID-19, пациенты с другими диагнозами практически лишились доступа к врачам, а следовательно, и их назначений, из-за этого доходы аптек в период карантина упали на треть от обычных показателей. На масках и дезинфектантах, которые тоже, кстати, были в дефиците, план не сделаешь. Особенно пострадали точки продажи лекарств, расположенные в больницах и в торгово-развлекательных центрах. Остальные аптеки отпускали препараты в основном безрецептурной группы, что вполовину уменьшило средний чек и объем продаж.

Разумеется, ситуация повлияла на уровень зарплат персонала: в крупных городах средняя зарплата фармацевта в зале составляла 15 тыс. грн., а в мелких – 7-11 тыс. грн. Надеемся, что это временные трудности.

Комментарий

Виктория Яцуба, руководитель службы управления персоналом ТОВ «ТАС-Фарма»

- Аптечный бизнес и ранее сталкивался с проблемой нехватки квалифицированного персонала, но во время карантина ситуация усугубилась. В аптеках и в лучшие времена персонал находился в довольно тесном контакте с посетителями, требующими медицинской помощи, что уж говорить о периоде эпидемии! Учитывая этот фактор, в аптеках нашей сети обеспечили регулярную уборку помещений, а также защиту провизоров во время обслуживания клиентов в аптечном зале: маски, очки, перчатки, дезинфицирующие средства были в необходимом количестве, рекомендованном Министерством здравоохранения.

Введение ограничения на движение транспорта привело к тому, что многие искали работу только в шаговой доступности к дому, поэтому наша компания организовала доставку сотрудников к месту работы.

Весь офисный персонал на период карантина перешел на удаленную работу, собеседования проводились в телефонном режиме и далее кандидатов направляли в аптеки для прохождения обучения. Но с этим тоже возникали проблемы – не все могли приехать в аптеку или офис для обучения и оформления на работу.

Рис.1.Статистика откликов до карантина

Рис. 2. Статистика откликов во время карантина

Для привлечения специалистов в аптеки в период карантина в компании было принято решение о более активном размещении вакансий не только на сайтах Work.ua, robota.ua, grc.ua, jooble, объявления о поиске персонала развешивались во всех помещениях аптек нашей сети. Также было обновлена информация на сайтах сети аптек. Такой комплексный подход дал хороший результат – спустя месяц с начала карантина статистика набора специалистов в компанию начала выравниваться.

Рис 3. Статистика активности контактов с кандидатами

Послабление карантинных мер, а также закрытие или сокращение малого аптечного бизнеса привело к некоторой активности на рынке труда. При благоприятных условиях (дальнейшее послабление и отмена карантина) стоит ожидать увеличения количества резюме специалистов на рынке труда в ближайшие несколько месяцев. Надеемся, кадровые проблемы благополучно разрешатся, поскольку большие аптечные сети готовы предложить стабильные рабочие места и конкурентные зарплаты.

Елена Жога