- Категория
- Бизнес
Фармгиганты Eli Lilly, Novo Nordisk и Sanofi "соревнуются" в росте цен на инсулины: один из препаратов подорожал на 1124%
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
5151
Журналисты влиятельного издания Business Insider заметили, что некоторые американцы тратят на диабет больше, чем платят по ипотеке. И этот неожиданный вывод может привести к самым серьезным последствиям для компаний-фармгигантов.
Несмотря на привычные тезисы о том, что жесткая конкуренция снижает цены, американский фармацевтический рынок доказывает обратное: цены на наиболее популярные инсулины неуклонно растут десятилетиями. Об этом сообщает одно из наиболее влиятельных мировых интернет-изданий Business Insider (посещаемость интернет-издания превышает 220 миллионов читателей в месяц).
Журналисты Business Insider заметили, что некоторые американцы тратят на ежемесячные расходы, связанные с диабетом, больше, чем платят по ипотеке. Этот неожиданный вывод может привести к самым серьезным последствиям для компаний-фармгигантов.
В большинстве отраслей конкуренция ведет к снижению цен. В случае с инсулинами, по всей видимости, конкуренция шагает в ногу с ростом цен. И это мало похоже на случайность.
Крупнейшими производителями инсулина для фармацевтического рынка США являются три компании – Eli Lilly, Novo Nordisk и Sanofi.
В 2001 году флакон инсулина длительного действия Лантус компании Sanofi впервые появился на рынке США и реализовывался по цене $34,81. В последний раз Sanofi повысила цену на Лантус в 2014 году – она достигла $248,51. Рост цены составил +614%.
В 2006 году под брендом Левемир на рынок США вышел инсулин компании Novo Nordisk по цене $66,96. Левемир должен был стать главным конкурентом Лантуса и выводился на рынок по цене, сопоставимой с тогдашней ценой Лантуса. В настоящее время Левемир стоит около $269. Рост цены составил +300%.
Инсулин Хумалог компании Eli Lilly в 1996 году стоил $20,82, а в настоящее время стоит $255,40. Сумасшедший рост цены +1124% за два десятилетия.
Еще один бренд компании Novo Nordisk – Новолог – был запущен в августе 2001 года с ценой на уровне $39,75, а по состоянию на июль 2016 года цена выросла до $255,40, то есть +543%.
Жесткая конкуренция не сделала ничего, чтобы подтолкнуть цены к снижению. Наоборот имеет место существенный рост цен, и он явно синхронизирован. Именно поэтому эксперты при оценке рынка инсулинов начинают применять агрессивный термин "теневое ценообразование" ("shadow pricing").
В ответ на достаточно жесткие вопросы журналистов представитель Novo Nordisk заявил: "Компания мониторит изменения цен с помощью различных баз данных, и мы всегда контролировали рынок так же плотно, как это делают другие компании." Де-факто это признание в синхронности ценообразующих действий.
Представитель Eli Lilly отметил, что компании имеют дело с одними и теми же субъектами системы здравоохранения, такими как руководители аптек, страховые компании, которые одинаково влияют на решения по ценообразованию конкурирующих компаний.
И только пресс-служба Sanofi заняла сомнительную позицию: якобы компания устанавливает цены на свои препараты независимо друг от друга и без оглядки на конкурентов.
Анализ американского рынка инсулинов и назревающий ценовой скандал могут сильно ударить по всем трем фармацевтическим гигантам. Ведь на рассмотрение Конгресса США внесен законопроект, согласно которому фармкомпании обязаны согласовывать повышение стоимости препаратов с американскими властями, а также предоставлять данные о стоимости разработки лекарств и их клинических испытаний.
Согласно законопроекту "О справедливых ценах на лекарства", разработанному сенатором Джоном Маккейном и членом Палаты представителей США Яном Шаковски, производители лекарств должны сообщать Министерству здравоохранения и социального обеспечения США о намерении повысить стоимость своих препаратов более чем на 10% не меньше чем за 30 дней.
Кроме того, в представленных министерству документах фармкомпании должны будут обосновать рост цены на лекарства, указав стоимость его разработки, производства, затраты на маркетинг и рекламу, а также прибыль от его продаж.