Фармфабрика знаменитостей

Профессия фармацевта, как оказалось, не только помогает в жизни, но и дает толчок к развитию личности в самых неожиданных областях науки и искусства.

Екатерина Данченко, Pharma Magazine

Что общего между талантами мастера детективов Агаты Кристи, автора остроумнейших новелл О. Генри, драматурга Оскара Лутса и знатока человеческих душ нашего времени Януша Вишневского? Не будем томить: их объединяет… фармацевтическое прошлое (а кое-кого и настоящее!). Заинтригованы? Давайте по порядку.

Неожиданные открытия

Фармацевтика — одна из древнейших профессий. А в те античные времена, когда она появилась на свет, и алхимия, и искусство, и философия были синтезированы в единое целое. Значит, талантливый аптекарь вполне мог лечить людей, писать поэмы и рассуждать об устройстве Вселенной. Эта профессия учит индивидуальному подходу, усидчивости, выносливости, умению обрабатывать большие объемы информации — в общем, слабаки в провизоры не пойдут! К слову, в переводе с латыни это слово буквально означает «предвидящий».

Профессия фармацевта, как оказалось, не только помогает в жизни, но и дает толчок к развитию личности в самых неожиданных областях науки и искусства… В противном случае как объяснить то, что успешные и знаменитые имеют в своей биографии эпизоды, так или иначе связанные с фармацевтикой?

Да-да, история аптекарского дела несет в себе массу неожиданных открытий: например, мало кто знает, что сэр Артур Конан Дойль не только какой-то период работал аптекарем, но и написал пару заметок в медицинский журнал о свойствах некоторых ядов. Не зря его Шерлок Холмс и доктор Ватсон до сих пор поражают читателей дедуктивными способностями и вниманием к деталям, причем, как правило, химико-фармацевтического толка. Впрочем, как выяснилось, он не одинок в своих пристрастиях.

Они что-то знают

Профессия фармацевта подернута неким флером загадочности: причастность к тайным знаниям и удивительным метаморфозам, которые вызывают в человеческом организме лекарства, будоражат воображение. И, как выяснилось, не только клиентов аптек! Оказалось, что строгие рамки фармакопеи служат прекрасным стимулом к творчеству, а умение безошибочно взвешивать микродозы рождает внимательность к деталям. История литературы хранит множество тому примеров.

Богиня детектива
АГАТА КРИСТИ

Немногим известно, что знаменитая богиня детективов во время Первой мировой войны работала медсестрой в военном госпитале. И отзывалась об этой деятельности как об «одной из самых полезных профессий, которой может заниматься человек», а затем шесть лет прослужила фармацевтом в аптеке.

В госпитале в перерывах между дежурствами леди Агата начала писать свои первые рассказы – просто чтобы попробовать, по совету своей сестры Мэдж. А продолжила – чтобы иметь собственный доход, так как у ее мужа были проблемы с финансами. Потом он от нее ушел, но по закону компенсации к писательнице пришла известность. Бесценные знания, полученные ею в аптеке, очень пригодились: описанные автором отравления настолько профессионально точны и выверены, что по ним можно ориентироваться, как по аптечным прописям.

Кстати, ее произведения служили учебниками по криминалистике: патологоанатомы читали Агату Кристи, чтобы раскрыть реальное дело об отравлении. «Смертельная аптечка» писательницы насчитывает около 30 токсичных соединений, которые она и использовала для разнообразных убийств в своих творениях.

Увлекалась девушка не только ядами. Девизом ее жизни было «Попробуй в жизни все хотя бы один раз». И она пробовала: ездила в кругосветное путешествие, на археологические раскопки в Египет, бесстрашно водила машину и летала на аэроплане, обожала ­верховую езду и серфинг. И среди множества профессий, в которых она себя пробовала, именно фармацевтика помогла стать Агате Кристи популярной писа­тельницей, создательницей всеми любимых Эркюля Пуаро и мисс Марпл и даже обладательницей звания «Кавалердама ордена Британской империи»!

Романтик-юморист

О. ГЕНРИ

«Американский Мопассан», признанный мастер новелл с неожиданной развязкой, родился в семье врача. Уильям Сидни Портер (настоящее имя писателя) не помнил свою мать: она умерла от туберкулеза, когда мальчику было всего три года. Зато он хорошо запомнил своего дядю Кларка Портера, аптекаря, к которому пошел в ученики. Какое-то время юный Уильям даже совмещал школьные занятия с вечерними дежурствами в аптеке. Вскоре молодой человек стал лицензированным фармацевтом и вступил в Фармацевтическую ассоциацию штата Северная Каролина. Новоиспеченный аптекарь относился к своим обязанностям с долей юмора (впрочем, как и ко всему, с чем он сталкивался в жизни), его обожали посетители, с которыми он не прочь был поболтать на отвлеченные темы. А однажды он проучил своего напарника, пытавшегося выпить дядюшкин виски (хранившийся для аптечных целей, разумеется), добавив в напиток изрядное количество молотого красного перца. Однако всеобщему любимчику пришлось оставить эту работу, поскольку у него начался опасный кашель. Здоровье вскоре наладилось, но в аптеку Уильям не вернулся – его захватила литература. В свойственной ему юмористической манере О. Генри писал рассказы и этюды о жизни, о людях и, конечно же, об аптеках, аптекарях и их приключениях («Удар», «Афазия», «Любовный напиток Айки Шонштейна», «Рыцарь удачи», «Сущность дела», «Приключения парикмахера», «Родственные души», «Муниципальный отчет», «Справочник Гименея»).

Например, изображая неразделенную любовь фармацевта Айки, работавшего в аптеке «Синий свет», ­к Рози («Любовный напиток Айки Шонштейна»), О. Генри описывает эту страсть профессиональными терминами: «Ее образ вошел в его мысли столь постоянным ингредиентом, что уже никогда не покидал их; она была для него сложным ­экстрактом из всего ­абсолютно химически чистого и утвержденного медициной – во всей фармакопее не нашлось бы ничего ей равного».

Так мог сказать только фармацевт!

Жизнелюбивый портретист

ОСКАР ЛУТС

Оскара Лутса, писателя и драматурга, называли великим человеком маленькой Эстонии. Многим с детства знаком его цикл «Истории о Тоотсе», который трогает до глубины души своей искренностью. Имя Оскара Лутса также носит премия, которую ежегодно присуждают лучшим актерам Эстонии. В его биографии существует много пробелов, но то, что он работал аптекарем в Юрьеве, Нарве, Ревеле, Петербурге, а также Пскове, Варшаве и других городах целых 16 лет, – неоспоримый факт. Во время Первой мировой войны Оскар Лутс даже был призван в российскую армию в качестве фармацевта.

Чтобы издать свое первое творение, начинающему писателю пришлось одолжить денег на печать нужного количества экземпляров. И оно того стоило. Наверное, нет людей, которым не нравятся его книги. В них описываются захватывающие приключения и жизнь – настоящая, какая она есть на самом деле. Главное в них не сюжетные линии и не события, а характеры, изображенные с удивительной точностью. Смешные, лирические, грустные… Похоже, все эти герои списаны им с людей, увиденных в аптеке по ту и другую сторону прилавка.

«Провизор – сравнительно молодой человек с рыжеватыми усами и бородкой – очень гордится своим ученым званием и, по-видимому, ни на секунду не забывает, что он уже провизор. Теперь этот господин каждое утро выдает мне деньги на питание и проделывает это ­с таким выражением лица, будто извлекает их из своего собственного кармана, а не из кассы хозяина и не по приказанию хозяина. Провизор весьма учтив с так называемой благородной публикой и крайне груб с простыми людьми. Если в аптеку случается зайти кому-нибудь из его знакомых, он вытягивается за конторкой в струнку и раздает приказания направо и налево, словно капитан на мостике корабля. А когда предполагает, что сослуживцы его не слышат, говорит со вздохом: «О, этот тупой народ, с которым мне приходится возиться».

Ну кто после этого будет спорить, что аптека – настоящая школа жизни?

Знаток человеческих душ

ЯНУШ ВИШНЕВСКИЙ

Современный польский писатель, автор бестселлера «Одиночество в Сети» и ряда других произведений, принятых публикой на ура, вовсе не собирался быть писателем изначально. Напротив, он готовился стать (и, кстати, таки стал!) серьезным ученым, защитил докторскую диссертацию по химии в Лодзи, получил степень доктора информатики.

Януш занимается биоинформатикой и исследует самые разные грани человеческой жизни, как бы препарируя ее, раскладывая на биологические процессы… И очень тонко подмечает нюансы людской психики, в своих книгах пытаясь «построить мост между научной теорией и голосом сердца, тем, что доказано, и тем, что прочувствовано».

Писатель и биоинформатик, молекулярный биолог, доктор химических наук, сам о себе Вишневский шутит так: «Моя жена – это наука, но у меня роман с литературой». И роман этот начался, когда автору было 44 года: «Я понял, что мои научные работы основаны только на моих знаниях, а не на том, что я испытываю. Я подумал, вдруг я ни с того ни с сего покину этот бренный мир, и от меня ничего не останется, и никто не узнает, что я на самом деле чувствовал и переживал».

Почему «любовь живет три года», какие химические реакции происходят в мозгу влюбленных, об афродизиаках и аллергии – обо всем этом лучше писателя может написать только писатель – доктор биологических наук! Кстати, как вам названия «Аритмия», «Молекулы эмоций», «Интимная теория относительности»?

Впрочем, из фармацевтов вышли в богатые и знамениты не только писатели — есть среди них парфюмеры, актеры, композиторы и даже дизайнеры одежды. Но это, как говорится, уже совсем другая история.