Канадский фармпроизводитель пытается получить лицензию на производство ковидной вакцины Johnson & Johnson в принудительном порядке

Когда Biolyse, производитель стерильных инъекционных препаратов из Онтарио, заключил с Боливией предварительную сделку на поставку до 50 миллионов доз вакцины от Covid-19, изначально разработанную Johnson&Johnson.

Biolyse стал первым примером того, насколько сложно реализовать механизм принудительного лицензирования, отмечают эксперты.

Все началось с того, что в марте Biolyse попросила Johnson & Johnson лицензировать вакцину от Covid-19, чтобы производить ее в Канаде и поставлять в нуждающиеся страны с низким уровнем дохода, выплачивая владельцу патента 5% роялти. Фармгигант отклонил это предложение, после чего Biolyse обратилась к правительству Канады с запросом на получение соответствующей лицензии. Гипотетически просьбу модно было бы удовлетворить в рамках программы под названием Canadian Access to Medicines Regime, которая позволяет экспортировать лекарства и вакцины в страны с низким уровнем дохода с целью решения здравоохранительных кризисов, такие как эпидемии ВИЧ / СПИД, туберкулеза и т.д.

Но для получения лицензии и разрешения на экспорт продукт должен быть включен в список, известный как «Список 1», который составляется канадским правительством. «Список 1» включен в Закон о патентах Канады. И пока что правительство страны не добавляло в этот список препараты или вакцины против Covid-19, хотя в процессе переговоров премьер-министр Джастин Трюдо заявил, что его правительство работает над «консенсусным решением» этого вопроса.

Тем временем, правительство все еще не объяснило, как добавить вакцину Covid-19 в «Список 1», хотя руководство Biolyse провело за это время встречи с почти 30 различными высокопоставленными чиновниками.

Biolyse обещает производить 200 000 доз ковидной вакцины Johnson&Johnson в неделю, если получит принудительную лицензию. Но шансы на то, что это случится, невелики, потому что запуск процесса выдачи принудительных лицензий потребует от канадских чиновников смелости «потратить политический капитал и войти в геополитический шторм», который неминуемо разразится, когда они допустят прецедент с принудительной выдачей лицензии. Следует понимать, что в этом случае правительство откроет ящик Пандоры: другие компании станут претендовать на право производить также мРНК-вакцины Pfizer и Moderna, что еще больше усложнит ситуацию.