Наталья Гусак: НСЗУ будет усиливать инструменты мониторинга, чтобы обеспечить пациентов бесплатными качественными услугами

Редактор ThePharmaMedia, журналист

Глава Национальной службы здоровья Украины Наталия Гусак

Мониторинг выполнения договоров, выявленные НСЗУ нарушения при предоставлении бесплатных медицинских услуг и обеспечении пациентов лекарствами в стационарах – темы, которые в последнее время вошли в ТОП новости. Что НСЗУ планирует проверять в больницах и аптеках, каким будет механизм мониторинга реимбурсации, действительно ли в стационарах не хватает средств на лекарства и по каким направлениям служба усилит свою работу – в интервью ThePharmaMedia рассказала Глава НСЗУ Наталья Гусак.  

Программа реимбурсации расширяется и изменяет акценты

Сегодня в центре внимания общества и государства – ценовая доступность лекарств. Есть мнение, что государственное регулирование рынка лучше заменить широкой программой реимбурсации. Какие перспективы этого направления? 

Хочу сразу отметить, что на протяжении последних нескольких лет мы уже имеем положительные результаты в программе реимбурсации, которые фиксируют не только рост объемов ее финансирования, но и увеличение количества участников (имею в виду не только пациентов, но и число точек отпуска лекарств по этой программе). При подготовке бюджетного запроса на 2024 год совместно с Минздравом принято решение вместо расширения программы по новым направлениям углублять уже существующие (за счет расширения количества наименований ЛС, а также обеспечения большей доступности пациентам, проживающим в самых отдаленных уголках страны). Министерство здравоохранения запустило два очень важных для программы реимбурсации проекта – программу мобильных аптек и привлечение Укрпочты к доставке лекарственных средств. Мы со своей стороны значительно усилили коммуникацию с громадами, чтобы обеспечить доступ сельского населения к таким лекарствам, потому что на протяжении многих лет в сельской местности наблюдался самый низкий процент выписки и погашения электронных рецептов. Потому что можно сколько угодно расширять объем программы, ее финансирование, направления, но когда мы видим, что лишь небольшая часть сельского населения имеет возможность воспользоваться программой реимбурсации, это вызов. Совместные усилия принесли результат – в 2024 году впервые за время существования программы реимбурсации весь объем выделенных средств в рамках годового бюджета использован. 

А в 2025 году благодаря совместным действиям профильного Комитета, Минздрава и Минфина предусмотрен рост объема финансирования программы (свыше 6 миллиардов). Однако мы также понимаем, что в связи с расширением программы в 2025 году (за счет лекарственных средств по новым направлениям, в рамках правительственной программы «Зимняя поддержка», расширения перечней ЛС по отдельным направлениям онкологии), мы будем ходатайствовать перед Правительством о перераспределении дополнительных средств на эту программу.

Минздрав планирует обновлять Национальный перечень лекарственных средств. Сейчас большинство препаратов, которые используются амбулаторно, и те, что не закупаются централизованно, уже есть в программе «Доступные лекарства». И мы уже находимся на том этапе, когда необходимо либо пользоваться перечнем на реимбурсацию ВОЗ, либо обновлять Национальный перечень. Уверены, что этот путь правильный. После обновления Нацперечня будет понятно, как двигаться по следующим приоритетам. Безусловно, мы будем и дальше усиливать направление ССЗ – сейчас в программе появились комбинированные препараты этой линейки, но их гораздо больше, как и современных антидиабетических ЛС, прошедших оценку медицинских технологий. Пациентские организации поднимают вопрос о том, чтобы препараты, которые прошли ОМТ, тоже были включены в программу реимбурсации. Поэтому это будет отражено в наших бюджетных планах по финансированию, если они будут поддержаны, будем и дальше расширять программу в этом направлении.  

Сколько аптек принимают участие в программе реимбурсации и как стимулировать к участию в ней аптеки, обслуживающие сельское население?

Сейчас доля аптек, участвующих в программе, достигает 52%. С 1 июля стартовало важное новшество в порядке лицензирования аптек: все они должны быть участниками программы реимбурсации. Так что увеличивается и количество точек отпуска «Доступных лекарств». С 1 июля к программе уже присоединилось 118 новых аптечных учреждений.

По состоянию на 9 июля 2025 года: 

  • заключено 1984 договоров с аптечными учреждениями; 
  • из них: 103 – коммунальные, 828 – частные, 1 048 – ФЛП; 
  • 16 616 – общее количество мест отпуска (аптек и аптечных пунктов), где пациенты могут получить лекарства по программе реимбурсации.

Мониторинг реимбурсации будет касаться как выписки, так и погашения рецептов 

НСЗУ проводит мониторинг работы аптек в этом направлении?

Мы усиливаем мониторинг в целом – в 2024 и 2025 годах было сосредоточено особое внимание на выполнении договоров с учреждениями здравоохранения при предоставлении медицинских услуг. Одновременно с этим разрабатываем механизм мониторинга программы реимбурсации. Но это не прямая история мониторинга аптечных учреждений, это история выписки электронных рецептов и, соответственно, их погашения. Сейчас наш основной посыл к аптекам, заключившим договоры с НСЗУ – они должны обеспечивать постоянное наличие по меньшей мере одного лекарственного средства и одного медицинского изделия, подлежащих полной реимбурсации, по каждому действующему веществу и каждому названию в соответствии с перечнем программы. Это касается каждой аптеки и аптечного пункта, где производится отпуск препаратов по договору. Для инсулинов и лекарственных средств, предназначенных для лечения пациентов в посттрансплантационном периоде, учреждение должно обеспечить наличие минимум одной единицы каждой формы в течение суток с момента обращения пациента. Обязательства распространяются на группы заболеваний (нозологии), по которым аптечное учреждение участвует в программе реимбурсации. Безусловно, мы реагируем на обращение пациентов, пациентских организаций относительно фактов нарушения этого требования договора, обращения отрабатываются напрямую с аптечными сетями.

Также в рамках верификации данных, содержащихся в ЭСЗ, мы начали проверять, кто выписывает лекарственные средства. К примеру, мы обнаружили отдельные факты выписывания рецептов умершими врачами. Передали эту информацию в Нацполицию, были возбуждены уголовные производства.

На данное время мониторинг договоров разрабатывается, и я надеюсь, что через некоторое время мы сможем усиливать и фактический мониторинг.

Определены больницы для фактического мониторинга НСЗУ в июле

В последнее время НСЗУ проводит мониторинг расходов на лекарства в учреждениях здравоохранения. Какие его результаты и какие проблемы выявлены?

Такой мониторинг проводится в рамках усиления общего контроля доступа пациентов к бесплатным лекарственным средствам, которые должны предоставляться при стационарном лечении в рамках Программы медицинских гарантий, что предусмотрено и решением СНБО, и обязательствами НСЗУ в соответствии с постановлением о порядке реализации ПМГ. В этом году мы впервые имеем проанализированные данные из отчетов поставщиков медицинских услуг в части расходов их средств, полученных в рамках ПМГ на закупку лекарственных средств. Также мы получаем данные ЭСЗ о количестве лиц, проходивших стационарное лечение в таких учреждениях.

Сравнив эти данные, сформировав определенные алгоритмы, разделив учреждения на соответствующие категории, мы обнародовали аналитический отчет для всех пользователей такой информации о расходах на лекарственные средства в рамках стационарного лечения – по каждому поставщику медицинских услуг. При этом мы обнаружили, что у 206 поставщиков такие расходы аномально низкие. Поэтому мы обратились к ним за объяснениями.

Объяснения были разными. От таких, что в НСЗУ была подана неправильная информация, до того, что в учреждении было достаточно много благотворительной помощи в виде лекарств, которые не ставили на учет (мы даже эту информацию имеем возможность проверить).

К сожалению, 36 поставщиков вообще отказались давать нам объяснения. Соответственно, НСЗУ приостановила им выплаты до получения и изучения предоставленной ими информации. Затем мы проработали рискориентированную систему: каким образом отобрать учреждения (в соответствии с данными отчетности, данными ЭСЗ, жалобами пациентов и объяснениями самих учреждений) для проведения фактического мониторинга.

В конце июня — начале июля команда НСЗУ провела детальный мониторинг в шести медицинских учреждениях, в частности в Борзнянской городской больнице, Белоцерковском роддоме, Хорольской городской больнице, Ирпенской центральной больнице, Головановской больнице и Одесском противоопухолевом центре. Мониторинг охватывал все этапы — от закупок до учета использования лекарственных средств и медизделий, закупаемых в рамках обязательств по ПМГ. Анализировались объемы обеспечения пациентов антимикробными препаратами и специфическими медицинскими изделиями в течение января-апреля 2025 года. На сегодняшний день все визиты уже состоялись, продолжается обработка копий подтвердительных документов, зафиксированы несоответствия. Учреждениям направлены дополнительные запросы на предоставление пояснений. Продолжается формирование окончательных выводов и решений. 

Насколько улучшается ситуация в целом после проверок НСЗУ, влияют ли они системно?

Да, на самом деле мы имеем позитив благодаря тому, что осуществляем такие мероприятия и сообщаем об их результатах. Приведу такой пример. После старта мониторинга в 2024 году учреждения направили на закупку лекарственных средств более 15 миллиардов гривен из средств, полученных в рамках ПМГ (что почти на 4 млрд больше чем за предыдущие годы). А уже в первом квартале 2025 года в закупках через е-каталог поставщики медицинских услуг вышли на сумму 9 млрд грн, что на 3 млрд грн больше, чем за первый квартал 2024 года. Мы считаем это позитивом, ведь пациенты будут защищены с точки зрения получения лекарственных средств при лечении.

Хотя это еще не означает, что ситуация одинакова во всех учреждениях. Мы понимаем: есть еще много недостатков, но между тем уже есть определенные положительные тенденции. Поэтому я еще раз призываю поставщиков медицинских услуг соблюдать договор с НСЗУ, потому что мы будем усиливать инструменты мониторинга, чтобы обеспечить пациента, как третью сторону договора, бесплатной качественной медицинской услугой.

Если НСЗУ прекращает выплаты учреждению за нарушение, как ему доказать, что оно будет вести себя правильно и возобновить оплату?

Когда мы направляем учреждению запрос, касающийся выполнения условий договора, оно прежде всего должно предоставить обоснованное объяснение НСЗУ, иначе служба прекращает финансировать УЗ до выполнения соответствующего требования (это четко прописано в договоре). После того как учреждение предоставляет соответствующую информацию, в том числе и о выполнении плана устранения нарушений по результатам мониторинга, мы возобновляем оплату.

Действительно ли в больницах не хватает средств на лекарства для пациентов?

Руководители часто говорят, что пациенты в стационаре вынуждены покупать лекарства, потому что у больниц не хватает средств на их приобретение.

Не хватает средств? А я фиксирую в системе финансовой отчетности от 15 до 18 миллиардов гривен постоянно на счетах поставщиков медицинских услуг, а также значительный объем средств от Программы медицинских гарантий направляется на капитальные расходы.

Если бы только те объемы средств, которые ушли на капитальные расходы, были направлены на закупку лекарственных средств, то, я считаю, что пациенты были бы полностью защищены во время стационарного лечения. Так что в каждом конкретном случае «не хватает средств» – это отдельная история менеджмента и желания оправдать невыполнение договорных отношений со стороны поставщиков.

Мы не можем «давить» на эмоции, как это позволяют себе некоторые руководители. В НСЗУ одинаковые подходы и требования ко всем поставщикам медуслуг. Если они подписали договор, это означает их юридическую ответственность за то, что должно хватать всего для его выполнения. Или же надо не подписываться под такими обязательствами перед НСЗУ и искать другие источники финансирования. И здесь следует поставить точку, а не дискутировать. Мы фиксируем в ЭСЗ различные данные – от количества пролеченных пациентов, до соблюдения условий в рамках тех или иных направлений и пакетов, и по результатам сбора финансовой отчетности – то, как учреждения используют средства. Эта информация – в формате больших данных, которые очень легко и быстро сравнивать между собой, выявлять, чего именно не хватает учреждениям на самом деле и почему.

Конечно, если учреждение держится за одно хирургическое вмешательство или за одни роды в неделю, то тариф на такую ​​«роскошь» должен быть выше, чем в любой европейской стране, ведь трудно обеспечить расходы на всю команду, которая принимает одни роды в неделю. Поэтому руководителям нужно принимать решение: либо попадать на последствия мониторинга НСЗУ, не обеспечив пациента необходимым, обманывая его и владельца учреждения, либо искать другие направления деятельности, которые пользуются большим спросом у населения громады.

Лицензию учреждениям здравоохранения будут приостанавливать по отдельным направлениям деятельности

Возможно ли и допустимо ли, что больница, не отвечающая требованиям того или иного пакета ПМГ, решит предоставлять такую ​​услугу без договора с НСЗУ?

Я неоднократно говорила об этом во время региональных встреч с учредителями и руководителями медучреждений: НСЗУ не закупает услугу в учреждении, если оно не выполняет требования по ее предоставлению, потому что в таком случае эта услуга опасна для пациента. И НСЗУ будет твердо стоять на этой позиции.

Если же учредитель готов покупать опасные для пациентов услуги за их же средства и учреждение предоставляет их вне рамок ПМГ, при этом еще и не объясняя ситуации жителям общины, или даже подстрекая их к определенным действиям, как это было, например, в Житомирской области, это уже зона ответственности учредителя.

Насколько мне известно, Минздрав также планирует изменять политику по лицензированию учреждений здравоохранения, чтобы иметь возможность прекращать лицензию не в целом, а по определенному направлению деятельности.

НСЗУ два года назад уже внесла изменения в условия договора о возможности его расторжения с поставщиками медицинских услуг по отдельным пакетам, а не в целом. Потому что, например, если в родильном отделении нарушают какие-то требования, то хирургическое отделение в этом не виновато. И мы не можем по вине родильного отделения забрать все остальные медуслуги больницы у жителей громады.

Что касается лицензии, то ее выдают на всю стационарную часть деятельности учреждения. И чтобы в случае нарушения прекратить действие лицензии по отдельному направлению, Минздрав нарабатывает соответствующие изменения. Тогда речь пойдет уже не просто о нарушении договорных отношений на получение оплаты, но и о нарушении лицензионных отношений, что предполагает совсем другие последствия.

Платные услуги также отражены в ЭСЗ

Сегодня медучреждениям разрешено предоставлять платные услуги, если они не входят в ПМГ,  это отслеживается?

Да, данные об этом также вносятся в ЭСЗ. Мы дали разъяснение поставщикам медицинских услуг относительно того, как правильно маркировать в электронные системы здравоохранения услуги, предоставленные за счет других источников финансирования, то есть за средства физических или юридических лиц. Наши аналитики уже выгружают из ЭСЗ информацию о количестве таких услуг в разрезе поставщиков, пакетов и смогут проанализировать, как изменилась ситуация после введения новых нормативно-правовых актов по платным услугам. Так что по этому направлению, как и по другим, все будет подотчетным и прозрачным.

Катастрофы с дефицитом кадров в системе нет

Одна из причин отказа в подписании договоров с НСЗУ – несоответствие кадрового обеспечения учреждения. Что делать больнице, где мобилизовали хирурга, или он уехал, а при этом есть все другие условия для предоставления качественных хирургических услуг?

Руководитель учреждения здравоохранения как ответственное лицо за выполнение договора с НСЗУ должен очень четко планировать и прогнозировать работу учреждения с учетом разных ситуаций.

При этом мы понимаем, что отдельные руководители пытаются переложить свою ответственность на НСЗУ, мол, ситуация сложная, врачи выезжают, мобилизуются, а требования завышены, поэтому невозможно все обеспечить.

По моему мнению, это манипуляция. Требования к кадрам мы не придумываем, мы их прописываем на основе стандартов: какая услуга, в каком объеме, какого качества должна быть предоставлена ​​пациенту и соответственно кто ее должен обеспечить. Нет врача – нет услуги. И в этом году мы уже имеем расторгнутые в одностороннем порядке договоры из-за невыполнения требований по кадрам. Также некоторые учреждения сами отказались от подписания такого договора по той же причине. Но при этом катастрофы в системе по кадрам мы не наблюдаем.

Также мы отслеживаем и обеспечиваем территориальную доступность пациента к услугам.

В прошлом году Министерство здравоохранения запустило очень прозрачную систему поиска кадров – единый веб-портал вакансий. Также анализируя данные ЭСЗ, мы четко фиксируем, сколько врачей работает, сколько перемещается, трудоустраивается, и дефицита в системе не наблюдаем.

К тому же, учитывая вызовы войны, мы немного снизили требования по многим пакетам в 2025 году – там, где раньше требовался врач только по основному месту работы, теперь разрешено и по совместительству.

В ЕСОЗ будут отслеживать использование медоборудования и медизделий в больницах

Каковы дальнейшие планы НСЗУ по контролю за предоставлением услуг?

Сразу хочу отметить, что мы становимся более стабильными для наших партнеров, как для аптечных сетей, так и для медицинских учреждений. Потому что в прошлом году мы стартовали с трехлетними договорами и вся программа реимбурсации впервые перешла на них. Как и закупки медицинских услуг первички, экстренки, кластерных и сверхкластерных учреждений.

Поэтому в 2025 году мы уже имеем возможность сосредоточиться не на процессе постоянного контрактирования, а на усилении других направлений – мониторинг, верификация, оценка клинических показателей, в том числе на основе данных ЕСОЗ.

Сейчас мы находимся на этапе, когда будем больше углубляться в содержание каждого пакета и отслеживать, почему именно такая структура госпитализации, равномерна ли она по всей стране, каким образом на это можем влиять, где есть перекосы в системе, что мы можем гарантировать, а что можно передать в платные услуги. Количество данных в системе постоянно увеличивается, соответственно мы становимся все более четкими с точки зрения принятия решений.

Также хочу отметить, что уже в этом году в ЭСЗ появился функционал регистрации и использования медицинских изделий, закупленных централизованно. Мы впервые начнем фиксировать и отслеживать использование медицинскими учреждениями искусственных суставов, стентов, хрусталиков и т.д.

А регистрация в ЭСЗ медицинского оборудования, над чем уже сейчас работают медучреждения, поможет нам оценивать не только выполнение договорных отношений, но и эффективность его использования. Потому что мы иногда фиксируем и манипуляции по поводу нагрузки на оборудование. Данные ЭСЗ, которые вносят учреждения, свидетельствуют, что большинство КТ и маммографов абсолютно не загружены, при этом мы получаем жалобы пациентов на многомесячные очереди на такие обследования и предоставление платных услуг на этом оборудовании. Поэтому регистрация и прозрачная очередь позволит увеличить эффективность и справедливость в этом направлении. Шаг за шагом мы работаем по разным направлениям, и я надеюсь, что хороших новостей будет все больше. У НСЗУ очень много планов работы, чтобы услуга становилась все более безопасной для пациента и предоставлялась в полном объеме.